Как в Германии обеспечивают порядок на футбольных матчах

В прошлом году в Германии на стадионы на матчи Бундеслиги пришло более 10 миллионов человек. На матч между городскими командами третьей лиги собираются полные трибуны — более 15 тысяч, местных и гостей. Они орут кричалки, ходят целыми рядами по трибуне и выпивают бочки пива. Как удается обеспечивать порядок при таком количестве невсегда трезвых людей? Об этом — в эксклюзивном материале Культурометра по следам семинара «Футбол и культура футбольных болельщиков в открытом обществе» в Берлине.

Как рассказал начальник полицейского отделения № 22 Берлина Ханс-Вернер Шрамм, для полиции работа над матчем начинается задолго до того,  как на трибуны поднимется первый болельщик. Чем значительнее матч, тем значительнее это задолго. Например,  к Лиге Чемпионов в Германии полицейские начали готовиться за год. Они анализируют не только фанатов, но и возможные действия со стороны организаций, известных флешмобами в публичных местах, например, Гринпис. Гринпис успешно совершил акцию протеста в 2013 г  в Базеле (Швейцария) на Лиге Чемпионов, прервав матч между швейцарским «Базелем» и немецкой командой «Шальке». Активисты протестовали против российской компании «Газпром», которая является спонсором «Шальке». Они вывесили огромный баннер с лозунгом.

Олимпиастадион. Фото: www.abc.es

Отделение № 22 Берлина,  в котором приветливо принимают журналистов семинара и рассказывают о футбольной специфике,  находится в районе Шарлоттенбург. В зоне его отвественности — главная арена города Берлина —  Олимпиаштадион, домашний стадион футбольного клуба «Герта», вместимость стадиона 74 064 зрителя.

Безопасностью на футбольных матчах занимается специальный департамент. Задолго до начала матча сотрудники оценивают обстановку, настроения болельщиков и вероятность конфликта. Они знают фанатов буквально в лицо, близко общаются с фан-клубами, работают на международных матчах тоже и консультируют руководителей оперативными действиями. В Германии каждому футбольному матчу присваивается определенная степень риска: от 1 до 4-х, для каждой из которых действуют соответствующие инструкции. Один — это прогноз отсутствия беспорядков,  а 4 — склонности к ним. А всех фанатов условно делят на три группы: А — это те, кого интересует только спорт, сам матч. Как правило, такие фанаты приезжают компаниями и семьями, они не  нацелены на насилие. Категория B — потенциально готовы к насилию, им достаточно повода. С — это те фанаты, которые едут на матч за тем, чтобы совершить насилие. Последних стараются на матчи не допускать, физически.

«Этих людей мы знаем поименно и в лицо», — подчеркивает Ханс-Вернер Шрамм. В запретный список заносят футбольные клубы. Эта информация доступна полицейским всех земель Германии.  Задача полиции проследить, чтобы фанаты из запретных списков не попали на стадион.

Перед матчем полиция разрабатывает и рекомендует маршруты движения к стадиону, чтобы развести фанатов разных команд территориально. Причем принимают во внимание естественные особенности: например, что гости будут ехать от вокзала,  а местные — со спальных районов. Соответствующие рекомендации высылают  руководителям фан-клубов и всячески придают гласности. Если же кто-то заблудится, и пойдет не  своей дорогой, его остановят правоохранители и направят по другому маршруту. Таким образом предотвращают столкновения фанатов противоборствующих команд до входа на стадион. На самом стадионе фанатам разных команд отводят разные трибуны на стадионе, с разными входами.

Кроме того, полицейские «вычисляют» места скоплений фанатов  до и после матчей, и там организуют свое массированное присутствие. Причем немало правоохранителей —  в штатском. Интересно, что на крупнейшем стадионе в Берлине — Олимпиаштадион за действиями полицейских следят  60 камер. Кроме того, на стадионах есть собственные службы охраны, а полицейские вмешиваются только в случае крайней необходимости.

Точный немецкий расчет виден даже в архитектуре спортивных сооружений. Например,  во время реконструкции Олимпиаштадион, здесь устроили целый полицейский участок, откуда правоохранители наблюдают  за трибунами, куда при необходимости можно привести нарушителей порядка.  Здесь есть помещения для обыска, допроса и медицинского осмотра, а также камеры предварительного задержания. Участок обошелся в 4 млн евро.

Нарушением порядка здесь считаются и кричалки «Зиг!» («Победа») — «Хайль!» («Слава»), что четко ассоциируется с нацизмом и использование пиротехники — фейерверки и шутихи также под запретом.  Причем еще в 90-х годах прошлого века футбольные фанаты могли себе такое позволить, говорят полицейские.

На матче Магдебург — Оснабрюк

Впрочем, Олимпиаштадион — это домашний стадион сборной Германии по футболу. Что же происходит на меньших стадионах? Оказывается, что на матчи третьей лиги также собираются полные трибуны.  Третья лига — это третья по уровню профессиональная лига чемпионата Германии, в системе футбольных лиг Германии находится между второй Бундеслигой и Региональной лигой.

Увидеть такую непривычную для Украины ситуацию (напомним, что в Украине третью лигу ликвидировали в 1995-м году, создав две группы во второй), мы отправились в небольшой город Магдебург, где на местном стадионе команда Магдебурга принимал команду Оснабрюка. Оказалось, что на день матча билеты на матч также являются проездными для общественного транспорта. Учитывая, что штраф за безбилетный проезд в Германии составляет 30 евро — это приятная забота о болельщиках.

За несколько кварталов до стадиона на обочине появляются пустые бутылки и банки. С каждым шагом ближе к стадиону их становится все больше. Пустая бутылка на обочине — это редкость для Германии, где вся тара сдается в переработку практически в любом супермаркете. Причем за одну бутылку можно выручить от 8 до 25 евроцентов. На  стадион не пускают со своей тарой, даже с пластиковыми бутылками, даже с очень маленькими. Улыбчивые секьюрити вежливы, но непоколебимы. К слову, забирают даже продукты питания, например зоологическое печенье.

Фирменная кружка на стадионе

Пиво на стадионе пьют, причем в огромных количествах. Вопрос безопасности и мусора в Германии решают весьма находчиво. Пиво наливают исключительно в брендированные пластиковые кружки. Ее легко взять палатке, где разливают пиво — залог  евро (на них можно купить несколько бутылок пива в супермаркете). Само пиво стоит 3 евро. По окончанию матча болельщики выстраиваются  в очередь, чтоб вернуть пластиковую кружку и получить свои евро. При этом цены на пиво и сосиски на матче весьма демократичные —  как в среднем на улицах города.

О том, зачем Германии футбол и какая роль ультрас в порядках на стадионах, читайте в следующих материалах.

Текст и фото: Оксана Маслова

Добавить комментарий

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56