Одесситка создала серию исторических детективов о бандитской Одессе

Одесситка Ирина Лобусова создала серию детективов в чисто одесском антураже. Здесь есть Молдованка и Пересыпь, катакомбы и даже оперный театр. Главный герой — сыщик, который расследует резонансные преступления, а сами книги изобилуют чисто одесскими выражениями и детальными историческими подробностями. Книги опубликовало издательство Фолио. Культурометр расспросил Ирину о том, как писались книги.

— Ирина, как родилась идея серии?
— Пишу давно, и всегда мечтала написать роман о бандитской Одессе начала 20 века. Меня очень интересовал этот исторический период. Идея создать серию ретророманов об Одессе принадлежала директору издательства «Фолио» Александру Красовицкому. Уже существовали подобные романы о Львове, Ивано- Франковске. А у меня была история, которую я хотела написать. Впоследствии эта история превратилась в сюжет книги «Короли Молдаванки».

— Есть ли прототип у главного персонажа серии о бандитской Одессе — кто он?

— В первой одесской серии у меня 2 главных героя. Это Володя Сосновский, молодой человек из аристократической, дворянской семьи, мечтающий стать писателем, который приезжает в Одессу из Петербурга. И одесситка Таня Алмазова — воровка и бандитка. Прототипов у моих героев не существует. Это мой авторский вымысел, я их создала. Однако есть один интересный момент. Собирая исторический материал о преступлениях того периода, я столкнулась с интересной информацией о некоей бандитке, княжне Шаховской, которая проходила по нескольким уголовным делам в начале 20-х годов.

Девушка благородного происхождения не уехала с родственниками в Париж, а осталась в Одессе, и попала в криминальную среду, в которой заняла не последнее место. К сожалению, об этой личности информации мне удалось найти крайне мало. Возможно, потому, что в начале 20-х годов банды захватили все архивы полиции, и уничтожили абсолютно всю картотеку о преступниках. Но свою героиню я пыталась создать, вспомнив эту маленькую деталь. Сразу скажу — моя героиня персонаж отрицательный. Меня часто пытаются ассоциировать с ней, я всегда отвечаю, что со мной она не имеет ничего общего.

Таня — исключительно плод моей фантазии. Но я очень рада, что она полюбилась читателям, и образ получился живой. Что же касается Володи Сосновского, то этот образ я создавала с большим удовольствием. Как раз в образ Володи я вложила некоторые черты своего собственного характера. И мне было интересно сочинять историю человека, который приехал в Одессу, ничего не зная о ней. Далекий от южного менталитета, шокированный одесским языком, не способный понять в этом городе очень многое, Володя в конце концов влюбляется в Одессу и принимает решение не уехать в эмиграцию вместе с людьми своего круга, а остаться здесь до конца. Стать живым свидетелем исторических событий, краха целой эпохи. Ему это удалось.

— Детективы изобилуют подробностями из истории Одессы — как и где вы их собирали?

— История всегда была моим хобби. Но фактический материал для своих романов я всегда собираю на основе самой истории. То есть сначала я придумываю саму историю, сюжет, а уже потом подбираю под нее нужные факты. Ведь исторического материала того периода море, невозможно охватить все. Поэтому я выбираю только то, что будет лично касаться моих героев. Хочу отметить еще один очень важный момент. Исторический ретродетектив — не научная работа, не диссертация, не университетская монография. Нельзя изучать историю по художественным романам.

В первую очередь, это реконструкция, созданная фантазией автора. Для меня важнее всего людские судьбы, а не даты, не цифры и документы. Именно через призму живых человеческих судеб я пытаюсь создать реконструкцию той эпохи, которая в первую очередь интересна людскими судьбами. Может быть, по этой причине ретророманы как раз и пользуются таким успехом. Люди хотят отвлечься от страшной реальности и погрузиться во взрослую сказку, увлечься историей. Тем более, что эпохи меняют только внешние атрибуты: детали быта, имена правителей, названия партий, империй. А человеческие чувства, людские потребности, такие, как любовь, ненависть, месть, алчность, жажда власти, жадность, предательство, остаются неизменными. В работе над историческим материалом я всегда отдают предпочтение научным книгам.

— Ваш самый любимый персонаж?

— Мне сложно выделить, потому что в каждого из своих героев я вкладываю частички души. Но, наверное, особенно выделяю Володю Сосновского. Потому, что этот персонаж похож на меня, мне свойственны некоторые из его недостатков, например, бескомпромиссность. И еще мне интересен герой, который появится в третьей серии, очень не свойственный для моих книг.

— А какой персонаж — самый сложный?

— Большинство моих персонажей- сложные. Мне интересны именно сложные образы. Также, как интересны сложные люди. Я не люблю простых людей. В простых людях нет ничего кроме серой, однообразной скуки. Поэтому я никогда не пишу образы с живых людей. Я стараюсь создавать свой персонаж, добавляя в него различные черты, фантазировать над образом. Но из всех героев я хотела бы выделить одного. Это Григорий Бершадов. Он появляется в первой серии, в 7 книге «Соль с Жеваховой горы». В этой книге я рассказываю историю его детства. И он получился у меня таким запутанным и сложным, я испытывала такое удовольствие, работая над его образом, что перенесла этот персонаж во вторую, советскую серию. Именно после 4 книги советской серии Григорий Бершадов станет главным героев, вторым основным персонажем, который пройдет через все 10 книг.

— У каких персонажей были реальные исторические прототипы?

-В моих книгах появляются реальные исторические персонажи. Не прототипы, а именно исторические личности. Это Мишка Япончик, Вера Холодная, Григорий Котовский, и другие знаменитые личности, оставившие след в истории. Но у меня они всегда герои второго плана. История держится не на них. Однако без них повествование будет не полным.

— Вы сразу замахнулись на десятитомник?

— Первоначально планировалось 5 книг. Все должно было закончиться на книге «Подземелье призраков Аккермана». Но когда романы стали выходить, они начали пользоваться такой популярностью, так полюбились читателям, что было решено создать продолжение — еще 5 книг. На сегодняшний день первая серия закончена полностью, она включает в себя 10 книг. И каждую книгу можно читать как отдельную историю. Но в последней, 10 книге, история главных героев подходит к своему логическому завершению. Забегу вперед, и скажу, что сегодня я пишу еще две серии.

— Где больше всего читают ваши книги?

— Романы пользуются популярностью не только в Одессе. Когда я приезжаю с презентациями в другие города, у меня всегда полные залы. Меня очень тепло принимают в Киеве, Львове, Полтаве, Днепре. К сожалению, график моих поездок был изменен в связи с карантином. Но я очень надеюсь, что когда карантин закончится, я смогу продолжить поездки и встречи с читателями. Я очень скучаю по тем городам, где меня знают и любят, и по живому общению со своими читателями.

— О чем будут ваши новые книги?

— Действие второй серии, про себя я называю ее советской, тоже происходит в Одессе. Действие первого романа происходит в 1936 году. Это невероятно интересный исторический период: война, оккупация. В этой серии также будет 10 книг. Уже вышли 5 романов: «Тень райского сада», «Лугару», «Мыс черных сов», «Дневник призрака», «Змей Сварога». Также пишу современные украинские детективы, сюжет которых основан исключительно на современности. В этой серии опубликованы две мои книги- «Красная комната» и «Чужая кожа». Очень скоро появится в продаже первый роман третьей серии — «Имя врага». Действие этой серии будет происходить с 1966 по 1975 год. И романы, которые будут в ней написаны, станут очень отличаться от всех остальных.

Беседовала: Оксана Маслова
Фото: предоставлены Ириной Лобусовой

 

Читайте новости Культурометра в Telegram, Instagram и Facebook.

   
 
 
 
 

Анонсы событий

 
 
 

Самые популярные новости за неделю

2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56