В Одессе греческий режиссер устроит театральную лабораторию
3 июня в пространстве ТЕПЛО состоится творческая встреча с греческим режиссером, перформером и художественным руководителем театра “Атропос” Стаматисом Эфстатиу. Стаматис – создатель уникального театрального метода, путешественник и исследователь культур народов мира, их песенного и поэтического эпоса. В Одессе режиссер проведет семидневную театральную лабораторию. Культурометр расспросил Стаматиса о театре и лаборатории.
– В 2004 году Вы основали театр-лабораторию “Атропос”, в чем его особенность?
– Атропос – это одна из трех Мойр в греческой мифологии. Она разрезала нить жизни и вела человека в смерть, а дальше в неизвестность. В этом контексте, не зависимо от проекта, то, что мы делаем в театре “Атропос”, – это всегда прыжок в неизвестность. Процесс является приключением для всех участников, включая меня. Нужно быть решительным и чувствовать куда идти, чтобы избегать страха темноты.
– Почему считаете, что лучше чувствовать, а не знать? Современный человек больше сосредоточен на знании.
– Знание связано с прошлым. Чувствование – с настоящим моментом. Конечно, можно использовать научный подход в решении жизненных ситуаций, иногда нужно. Но это один уровень. Если человеку интересно идти дальше, ему нужно связываться с сердцем, избегать высокомерия ума. Ежи Гротовский считал, что произведение искусства должно рассматриваться, как Жест, который в составе Ритуала провоцирует нас к Действию.
– Гротовский повлиял на ваш метод? Кого Вы называете своими учителями?
– Я никогда не встречался с Ежи, на меня повлияло его видение. Следуя своему пути, он отошел от театра, но показал насколько важен процесс (репетиции и тренировка) и глубокая постоянная связь актера и режиссера. Хочу отметить сюрреализм Сергея Ковалевича и его театр Zero. Влияние сербской группы Plavo pozoriste, и конечно Антонена Арто и Тадеуша Кантора.
– Кого ожидаете увидеть на лаборатории в Одессе, важен ли для участников театральный опыт?
– Участвовать могут, как любители так и профессионалы, каждый, кто готов и хочет работать интенсивно, открывать себя другим партнерам и мне. С одной стороны человек развивает себя благодаря инструментам актера, он открывает мир заново и наблюдает его, именно как ребенок, он удивляется каждой подробности. А с другой стороны, актер вместе со своими способностями развивает человеческие качества. Иначе говоря, актер постоянно “выращивает свой внутренний сад”, чтобы быть готовым выражать человеческую природу глубже.
– “Выращивает свой внутренний сад”- звучит поэтично.
– Мне интересно нелинейное повествование, поэтому поэзия и песни преобладают в моих работах. Работа с таким текстом этот такой “близкий путь” в неизвестное. Появляются дополнительные уровни ассоциации, образы и мысли, которые освежают связь человека с жизнью, таким образом, он может преодолевать стереотипы.
– Одно из заданий для участия в лаборатории “Утрата” – выучить песню на иностранном языке, зачем?
– Используя язык другого народа, через незнание мы по-новому сможем взглянуть на родной язык. Мне интересно найти потенциал каждого участника и работать с ним. В начале мы создадим команду, доверительное пространство, где каждому участнику будет удобно и безопасно работать и делиться своим материалом, откроем свою “новую спонтанность” физически и вокально. Затем выстроим “технический язык”, по-разному используя материал повествования об утратах. И в завершении создадим простую и короткую структуру, которая будет содержать результат индивидуальной и групповой работы лаборатории.
Конечно – это можно делать не только в течение 6-7 дней, я бы сказал, что это можно самостоятельно практиковать всю жизнь или начать по-другому смотреть на личный творческий и жизненный путь.
– В завершении десятидневной лаборатории участники покажут перформанс. Чего ждать зрителям от перформанса лаборатории “Утрата”?
– Маленький плод театрального процесса, который содержит цветок маленького чуда. Тема “Утрата” – это новый вызов для меня, я чувствую – в этой теме много того, что откроется, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Тема трудная, но, на мой взгляд, с утратой связаны самые главные моменты жизни человека. С начала своей жизни он теряет либо материальные блага либо личные отношения, либо духовную опору. И, тем не менее, находит силы, веру и надежду, чтобы продолжать. И в этом усилии есть боль, красота, трагедия, комедия, а самое главное – превращение, то, что на самом деле связывает нас с театром.