Кто сделал спектакль об осужденных женщинах — “Пеніта. Опера” в Одессе

21 апреля в Одессе состоится премьера «ПЕНІТА.опера». Это экспериментальная постановка, основанная на историях пожизненно осужденных украинок. Впреддверии премьеры Культурометр расспросил создателей, как и зачем появился спектакль.

Украина — единственное государство в Европе, где женщина может получить приговор в виде пожизненного лишения свободы. Сейчас в стране осуждены на пожизненный срок 22 женщины и около 1800 мужчин. Правозащитники уверены: часть обвиняемых отбывает наказание за преступления, которых не совершали или же заслуживают более мягкие приговоры. Драматург Татьяна Киценко решила показать женщин, осужденных до конца жизни, отправилась в колонию и расспросила заключенных, а затем создала либретто, которое и стало сердцем «ПЕНІТА.опера». Опера — часть социального проекта «Довічно важливо», в рамках которого в трех украинских городах проходят дискуссии правозащитников

ТАТЬЯНА КИЦЕНКО, куратор проекта “Довічно важливо”, драматург

татьяна киценко

Чтобы было с кем по душам поговорить, надо общаться на равных, независимо от того, кто перед тобой: голливудская звезда, Президент, пожизненно осужденная. И быть готовым увидеть человека.

Когда общалась с девушками из Качановской колонии, мне хотелось, прежде всего, разобраться: как они туда попали, что должно произойти в жизни человека, чтобы он был осужден на пожизненное заключение. Просто слушала. Сочувствовала всем четырем — Кате Щуке, Лиле Чижик, Марине Говор, Ире Радосюк.
Я знала, что некоторые говорят неправду. Пыталась понять, почему. Знаю каждое интервью почти наизусть — думаю, как и психоаналитик проекта Елена Груздева. Кажется, нам удалось дойти до первопричин совершенного девушками, поэтому в «ПЕНИТА.опере» — и об этом тоже.

Для некоторых важно верить, что твой донор истории — хороший. Меня восхищают личности неоднозначные. Да, эта женщина убила. И что теперь с ней делать? Готовы ли мы ей когда-то простить содеянное? Пусть через 20, 25, 30 лет? Готовы ли мы потом помочь ей на пути ресоциализации? И это уже вопрос к нам, к обществу.

В этом проекте многое приходится делать впервые. Я взялась за свой первый проект и написала первое в жизни либретто. Золтан Алмаши впервые написал музыку к опере. И, конечно, «Довічно важливо» является одним из первых масштабных попыток совместить в одном проекте усилия креаторов и правозащитников. Театр апеллирует к чувствам; адвокаты, юристы, правоведы — к разуму. Вместе нам, надеюсь, удастся изменить взгляд на пожизненное заключение — повлияв как на специалистов, так и на зрителей.

ЗОЛТАН АЛМАШИ, композитор, Национальный ансамбль солистов “Киевская камерата”

Золтан Алмаши

Когда я получил предложение от драматурга Татьяны Киценко написать оперу о пожизненно заключенных женщинах, хотел отказать, потому что эта тема мне не близка. Нет, я плохо сформулировал — я был в ужасе и шоке! Посмотрел Тане в глаза, и прямо и откровенно сказал: «Да, я согласен!»

Затем начал работать над музыкой к опере, эта тема стала для меня настолько родной, что я полностью в нее погрузился. Либретто Татьяны настолько глубокое и концентрированное, что мне вполне его хватило для работы.

В опере задействованы четыре инструмента (струнный квартет). И каждый инструмент, как тень, сопровождает каждую героиню оперы (их тоже четыре). Мы их так и назвали: хорошая Скрипка, Плохая Скрипка, альт, виолончель. Так что роль музыкальных инструментов в опере очень велика. Каждый используемый инструмент здесь является главным.

По жанру это произведение является именно оперой, потому что здесь ведущее значение имеют музыка и вокальное исполнение. “ПЕНІТА” — это не традиционная, а модифицированная современная опера.

Синтетические жанры, такие как опера, сейчас актуальны в мире музыки. Это вызывает большой интерес. Я бы мог написать новый струнный квартет на эту тему, но это бы не вызвало бы никакого ажиотажа (что, на самом деле, печально). При это я понимаю, что опера для поднятия различных болезненных тем подходит больше, чем инструментальное камерное произведение. Я хотел написать музыку, которая будет понятна всем, в том числе прототипам героинь оперы. Стремился создать оперу не как вещь в себе, а как искусство, которое меняет жизнь людей к лучшему. Надеюсь, мне это удалось.

МАКСИМ ГОЛЕНКО, режиссер (“Дикий театр”, г. Киев)

Максим Голенко

Для меня не существует табуированных тем. Этому можно верить, зная репертуар “Дикого театра”, руководителем которого я являюсь. Поэтому тема “ПЕНІТА.опера” — одна из тем, которые нужно и важно раскрыть. Работа режиссера с авторским текстом, естественно, строится на определенных принципах. Каких? Зависит от талантливости текста и от контекста. Иногда его не хочется трогать и ты “плывешь” за драматургом, иногда текст требует радикальной переработки и на его основе возникает совершенно другая история, назовем это тотальной трансформацией.

Первое, о чем думаю, прочитав материал любого драматурга — как это делать? Я убираю “куски” из материалов достаточно часто, но понимаете, Татьяна Киценко — живой драматург (смеется — авт.), поэтому много не выбросишь. В этом проекте все толерантно — убрал небольшой блок, который невозможно реализовать по техническим причинам. Говоря о реакции зрителя — он должен выйти после спектакля с другим ощущением, чем он входил в зал, иначе все созданное не имеет смысла. Измененная эмоция показывает, что театр воздействует на зрителя. И это может быть любая эмоциональная трансформация, пусть даже и отрицательная. Я верю в театр, как в институт, немного меняющий сознание людей. Хотя это и утопия, конечно. Ну, а вдруг?

Премьера “ПЕНІТА.опера” в Одессе — 21 апреля в 19:00 в Еврейском культурном центре “Beit Grand”, вход свободный, возрастное ограничение 18+, регистрация. Далее команда проекта “Довічно важливо” покажет оперу в Днепре и Харькове.

Алина Манасова

   


Самое популярное за неделю




Анонсы

2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56
Google+