«Осенние сезоны Odessa Classics» — литовские оркестры покорили одесскую публику

Международный музыкальный фестиваль Odessa Classics впервые получил продолжение в не фестивальное время. Новый формат называется «Осенние сезоны» и продлился два дня. Многие европейские фестивали практикуют дополнительные сезоны — знаменитый фестиваль классической музыки в Люцерне помимо основного летнего сезона, проводит осенний и весенний, а в знаменитом городе амбассадоре классической музыки Зальцбурге, дополнительно проводят Пасхальный фестиваль и Фестиваль во время Святой Троицы.

Президент фестиваля и художественный руководитель «Odessa Classics» Алексей Ботвинов мечтал о возможности проводить дополнительные сезоны давно, и только сейчас это стало возможным. Он выразил надежду на то, что в следующем году они будут более продолжительными.

Фестиваль состоялся в содружестве с Литвой. За все годы независимости в Одессу впервые приехал большой коллектив, Национальный симфонический оркестр Литвы в большом составе. Также во второй раз Одессу посетил камерный оркестр «NICO» во главе с дирижером Гедиминасом Гелготасом. Этот яркий коллектив очень запомнился зрителям фестиваля Odessa Classics 2020.

Неожиданным сюрпризом стал приезд всемирно известного виолончелиста, композитора Питера Грегсона из Великобритании. Его музыка изначально была запланирована в программе, но то, что он приедет сам и будет играть – стало большим подарком как для организаторов, так и для публики.

Peter Gregson

Peter Gregson

Программа фестиваля была выстроена в современном ключе — реконструирование классической музыки в современных тенденциях — «Recomposed», автором идеи выступил композитор Гедеминас Гелготас. Тема «переосмысления» классики вновь вошла в моду относительно недавно. Самый яркий проект — Recomposed Vivaldi, который сделал Макс Рихтер.

К слову, данный проект к нам привозил Даниэл Хоуп на V фестиваль Odessa Classics. В этот раз прозвучали избранные части концерта в исполнении Национального симфонического оркестра Литвы и ансамбля «NICO».

В первый день фестиваля на сцене выступил коллектив «NICO», дирижёр и художественный руководитель Гедиминас Галготас. Прозвучали авторские композиции Гедиминаса, а также А. Вивальди — М. Рихтер «Зима» из цикла «Vivaldi Recomposed».

Gediminas Gelgotas

NICO – совершенно авторский и виртуозный проект Гедиминаса Гелготаса, который мыслит не только как композитор, но и как режиссёр. Здесь безупречно все – музыка, подача, артистизм музыкантов. Одержимый верой в то, что именно искусство спасёт мир, пятнадцать лет назад Гедиминас создаёт коллектив NICO (Камерный оркестр новых идей).

Во время интервью, которое состоялось перед финальным концертом, одесские журналисты подняли вопрос о высоком вокальном уровне артистов коллектива, на что Гедиминас ответил, что Литва очень поющая страна, поэтому прекрасным голосом обладает практически каждый литовец.

В заключительный день «Осенних сезонов» выступил ансамбль «NICO» в сопровождении Национального симфонического оркестра Литвы, солировали виолончелист Питер Грегсон и пианист Алексей Ботвинов. Вначале первого отделения прозвучал проект М. Рихтер-Vivaldi Recomposed (избранные части).

Peter Gregson

Макс Рихтер популярный британский композитор. Он пишет много музыки к фильмам (один из которых «Последняя Любовь на земле»). Композитор буквально вписал себя в партитуру Вивальди. В некоторых местах от оригинала осталось несколько нот, тогда как в других частях музыка Вивальди осталась почти без изменений.

Во время концерта к музыкантам на сцене присоединился виолончелист Питер Грегсон. Он выступил со своей яркой работой в которой переосмысливаются сюиты для виолончели Баха, написанные в XVII веке.

Во втором отделении прозвучала европейская премьера «Opus 2020» одно из новейших произведений Макса Рихтера — построено как свободная фантазия на основе Сонаты Бетховена оп.109.

Солист Алексей Ботвинов исполнил партию на рояле: «Это 15-минутная медитация на великую тему Бетховена. Она построена по словам Рихтера по схеме «loop» — то есть закольцованного медитативного погружения в гармоническую основу бетховенской мелодии. Основная идея очень проста — после репетитивной медитации оркестр замолкает и звучит бетховенская музыка в оригинальном изложении — для рояля соло. То есть это четкое Посвящение — или как раньше говорили — музыкальное подношение Макса Рихтера великому Бетховену, сочиненное в год 250-летия немецкого гения».

Но и на этом концерт не закончился, «контрольным выстрелом в сердце» стал концерт Концерт для скрипки №1 Г. Гелготас.
Концерт был заказан в 2016 году швейцарским скрипачом Давидом Небелем и впервые исполнен в 2018 году на фестивале Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия) самим скрипачом под руководством дирижёра Кристиана Ярви с Балтийским филармоническим оркестром.

«Я очень интуитивный композитор, поэтому не могу сказать, о чем этот концерт. Я просто хотел, чтобы это было очень личное, очень интенсивное, эмоциональное. Особенное внимание я уделил партии скрипача — я хотел, чтобы она была очень солидной, смелой …»

Музыкальные идеи всего концерта – ясное олицетворение нашей сегодняшней действительности, где стираются границы между классической и популярной музыкой. По сути – это одна из форм, которую приобретает классическая музыка в наше время. И форма эта даёт возможность удерживать интерес людей, создаёт прогресс и эволюцию.

Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56