В Одессе пересмотрят историю Украины
«Мы знаем, что историю можно видеть так, чтобы не хотелось хвататься за оружие. И при этом не врать. Мы можем сделать это вместе», — уверены организаторы семинара «Культура примирения: новое историческое сознание в Украине». Он состоится 27-29 сентября в коворкинге Impact HUB Odessa при поддержке Министерства иностранных дел Германии. Вход свободный.
Участие Германии неслучайно, именно эта страна прошла чрезвычайно трудный путь преодоления страшного прошлого. На семинаре будут говорить о сложном опыте примирения ЮАР и других африканских стран, покажут, какие подводные камни таит историческое примирение Испании. Пойдет речь и о возрастающем противостоянии исторических нарративов в России. Своим видением конфликта памятей в Украине поделятся специалисты из Франции и Голландии.
«Что значит «примирение памятей»? Прошлое – страшная вещь. Поражения, которые наши предки потерпели сотни лет назад, не дают спать сегодня. Преступления, совершенные в незапамятные времена, заставляют сегодня ненавидеть и браться за оружие. В 1919 году Комиссар Просвещения Баварской республики Густав Ландауер первым же своим декретом отменил преподавание истории в школе. Почему? Потому что прав был тот (то ли Бисмарк, то ли Оскар Пешель), кто сказал, что сражение при Садовой выиграл прусский учитель.
То, что нам в детстве рассказали об истории, в очень большой мере определяет то, ради чего мы готовы взять в руки оружие. Клянемся ли мы мстить до последней капли крови или оставляем прошлому хоронить своих мертвецов. Что такое прошлое? Его нет! Откуда оно берет силы заставить нас любить или ненавидеть? Прошлое – страшное оружие. Мы мысленно становимся рядом с теми тенями прошлого, которые для нас олицетворяют свет и правду. Те, кто стоит по другую сторону – не просто живые оппоненты, а олицетворение тьмы. Войны, конфликты, преступления прошлого – всё это оставляет незаживающие раны. Как можно жить бок о бок с теми, кто заставлял страдать наших предков? Как можно с ними вести дела, здороваться по утрам, говорить о погоде? Забыть невозможно, простить невозможно, жить этим – невозможно.
Увы, мы не первые, кто вынужден был поставить перед собой вопрос о том, как сделать так, чтобы воспоминания о прошлом не становились источником конфликтов, как примирить исторические памяти? Через страшные испытания памятью вынуждены были пройти Германия, Испания, ЮАР, некоторые латиноамериканские страны… Взгляд в сторону удавшихся и провальных проектов примирения исторических памятей убеждает в том, что успеха добились только те, кто не побоялся иметь с прошлым дело, прорабатывать его и, таким образом, закрывать. Для нашей страны жизненно важно увидеть эти проекты «на расстоянии вытянутой руки» и найти собственный вариант примирения общества по поводу исторической памяти. Это очень трудный путь, но у нас нет альтернативы», — говорят организаторы.
Программа семинара «Культура примирения: новое историческое сознание в Украине»
27 сентября
9.30-10.00 Оксана Довгополова (Украина) Примирение памятей – примирение общества: вступительное слово организаторов программы «Культура примирения: новое историческое сознание в Украине»
10.00-10.45 Ханс Йоахим Вернер (Германия) «Начать с себя, но не остановиться» Мартин Бубер о вине и примирении
10.45-11.15 Кофе-брейк
11.15-12.00 Верена Рауен (Германия) Прощение-признание-новое начало как этические основные условия совместной жизни
12.00-12.45 Филипп де Лара (Франция) Условия общей Еврейско-Украинской памяти: потенциал и препятствия
12.45-13.30. Руд Мей (Голландия) Воспоминания будущего. Анна Ахматова, Людвиг Флек и Станислав Лем
Обед 13.30-14.30
14.30-15.15 Франс Гередтс (Голландия) Примирения, переход от этнического к гражданскому национализму и пример Одессы
15.15-16.00 Николай Эппле (Россия) Coming to terms with the past: работа с памятью как необходимое условие национального примирения
__________
28 сентября
09.30-10.15 Манфред Дезелерс (Германия) Диалоги на линии Аушвица: немецкая, польская и еврейская перспективы
10.15-11.00 Светлана Панич (Россия) «А еще я расскажу вам историю»: о трудности и значимости личного (свидетельского) нарратива
11.00-11.30 Кофе-брейк
11.30-12.15 Любовь Сумм (Россия) Кете и Елена: женская судьба и женская память перед лицом истории
12.15-13.00 Эдди Николас Оринда (Кения) Опыт африканских комиссий правды и примирения: стратегии, удачи, проблемы
13.00-14.00 Обед
14.00-14.45 Алексей Алонсо (Россия) Испания: трудная дорога к национальному примирению
14.45-15.30 Юлия Голодникова (Украина) Украинская новая драма как инструмент рефлексии о коллективной травме и перспектива нового социального конструирования
15.30-16.15 Орися Била (Украина) Чей Львов? К проблеме этики памяти в мультикультурном городе
__________
29 сентября
10.00-10.45 Алексей Сигов (Украина) Между непримиримостью и безразличием: память о надежде
10.45-11.30 Инна Наливайко (Беларусь) Роль повседневных практик в примирении памятей
11.30-12.00 Кофе-брейк
12.00-12.45 Алексей Каменских (Россия) Война памятей в городском пространстве. Пермский вариант
12.45-13.30 Оксана Довгополова (Украина). Память как оружие, память как способ взяться за руки: коммеморативные практики войны и примирения
13.30-14.30 Обед
14.30-15.15 Николай Копосов (США) Непримиримая память
15.15-16.30 Круглый стол «Новые контуры исторического сознания: когда история не убивает» (спикеры Елена Александрова, Александр Доброер, Елена Панич)