Искусство, которое приносит деньги Одессе
Премьер-министр Эстонии стал серьезно относиться к сектору креативной экономики после того, как увидел одну единственную цифру — 12%. Во время кризиса с 2007 по 2011год 12% эстонских компаний стали работать в креативном секторе. Пока вся экономика падала, творческие индустрии росли. В результате, процент дохода, который приносил креативный сектор, составил 44%, остальная же часть экономики за все эти годы дала прирост лишь в 17%. Эти цифры на международном форуме Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region озвучил одесситам известный эстонский реформатор креативного сегмента экономики Рагнар Сиил.
В последнее время интерес к культурной жизни Одессы стал интенсивно расти — город стал ещё более привлекательным, как для украинских туристов, так и для иностранных гостей. Только за этот год в Одессе провели более пяти, в том числе международных, масштабных фестивалей, несколько сотен выставок и несчётное количество культурных мероприятий.
— Мы видим, как интенсивно развивается креативный бизнес в Одессе, чтобы поддержать инициативу общественности в процессе становления культурного сегмента, ТО «НЛО: Новые Лица Одессы», платформа креативной экономики Chernozem, и событийная площадка «Терминал 42» приняли решение организовать форум Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region и разработать стратегию дальнейшего развития креативного сектора экономики региона, — говорит один из организаторов форума Ярослав Трофимов .
В рамках форума около сотни участников под руководством именитых международных и украинских модераторов: руководителя культурного проекта «НЛО»: Новые Лица Одессы Ярослава Трофимова, инициатора платформы креативной экономики CHERNOZEM Константина Кожемяки, одного из ведущих специалистов по бизнес-стратегии на постсоветском пространстве Сергея Хромова-Борисова и эстонского эксперта по творческим индустриям Рагнара Сиила работали над созданием стратегии развития креативного сектора Одессы и области.
Эксперты определили проблематику креативного сегмента и презентовали свои конструктивные решения. Среди основных проблем выделили: низкий уровень защиты интеллектуальной собственности, усложненную процедуру доступа к деньгам, недостаточное качество продукции, неразвитую бизнескультуру и недостаточную проинформированность потребителей о культурных мероприятиях региона.
Эстонский реформатор Рагнар Сиил сфокусировал внимание участников на необходимости создания центра развития творчества «Креативная Одесса». По его словам, этот центр сможет стать для культурного сегмента чем-то средним между агентством и ассоциацией, платформой для практических тренировок, средством для продвижения проектов, местом для знакомства и общения с представителями креативного кластера. В центре развития творчества представители культурных индустрий смогут получать четкие, точные и прозрачные рекомендации и практические задания для продвижения своего бизнеса. Рагнар Сиил, также, отметил важность внедрения системы тотального управления качеством, объединения саб-секторов, создания сети «бизнес-ангелов» и формирование креативного партнерства между компаниями и образовательными учреждениями.
К похожим выводам пришли и участники группы ведущего специалиста по бизнес-стратегии на постсоветском пространстве Сергея Хромова-Борисова. Спикеры подчеркнули важность формирования специализированных кадров в сфере креативной экономики, а также создания инвестиционного агентства, которое бы поддерживало отношения с международными грантовыми фондами и с представителями культуры, помогая в подготовке креативных проектов для получения грантов.
В процессе обсуждения, также, выяснилось, что в Одесском регионе существует ряд приватных инициатив с потенциальной заинтересованностью возможного потребителя, но из-за отсутствия организационной платформы продюссирования, финансирования и продвижения, творческие проекты так и остаются на уровне частных инициатив. Исходя из этого, участники группы иинициатора платформы креативной экономики CHERNOZEM Константина Кожемяки объявили о необходимости создания «Издательско-продюссерского центра частных инициатив в городе Одесса».
Спикеры также озвучили необходимость создания консолидирующего онлайн-ресурса, который бы позволял оперативно узнавать обо всех культурных событиях региона. Таким образом, было принято решение о создании культурного арт-портала Одессы и области на базе информационной платформы «Культурометр», а Константин Кожемяка выразил намерение инвестировать в один из разработанных его группой проектов.
В заключение, группа руководителя культурного проекта «НЛО»: Новые Лица Одессы Ярослава Трофимова презентовала структуру потребительского качества культурных событий региона. Эта структура прояснила участникам понимание внешних и внутренних процессов при формировании культурных бизнес-проектов и мероприятий.
В свою очередь, Ярослав Трофимов объявил о создании учебно-рабочей группы на базе бизнес-школы School of effective marketing , которая будет «заточена» на развитие креативных проектов Одессы и области. В течение 7 месяцев известный маркетолог и профильные эксперты будут бесплатно обучать команду из пяти человек, как стать специалистами по маркетингу и бизнесу в креативном кластере. Основное условие бесплатного обучения – от 6 месяцев работы над культурными проектами, в том числе, по результатам стратегического форума Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region.
Текст и фото: Виктория Абра