«Чтобы «ёкнуло» в душе у зрителя», — Александр Онищенко, Театр на Чайной
В Одессе существует театр, в который сложно достать билеты. Независимо от времени года, особенно на премьеру. И дело далеко не в архитектурных изысках здания, ведь театр находится на территории бывшей чайной фабрики, построенной в индустриальные советские годы. И даже не в количестве мест, хотя их здесь действительно немного. В зрительном зале театра — в основном, молодые лица. На сцене — тоже. Почему так происходит и в чем состоит роль театра в современно обществе, мы расспросили руководителя и основателя Театра на Чайной Александра Онищенко.
— Многие театры жалуются, что мало зрителей, и очень мало молодежи. У вас стабильно полные залы, как вы этого добиваетесь?
— Я не думаю,что причины какой-либо популярности можно легко выявить. Чаще всего, это совокупность многих качеств, порой настолько внешне незначительных, что на них не обращают внимания ни автор, ни зритель. Касательно нашего театра, мне кажется, большую роль сыграли две вещи: серьезное профессиональное отношение к делу, нежелание впасть в академизм, и попытка говорить о том,что интересно нам, но говорить об этом со зрителем на понятном ему языке.
— Как вы подбираете репертуар?
— Материал подбирает режиссер. Он должен потом заинтересовать актеров, а, в итоге, и публику. Если у него нет крепкого стимула сделать именно этот спектакль, он вряд ли доберется до премьеры. Темы, страны, эпохи значения не имеют. «Ёкнуло» ли что-то там в душе у режиссера, когда он читал пьесу, и как сделать так, чтобы «ёкнуло» в душе у зрителя, когда он будет смотреть спектакль — вот главные вопросы. Если мы мечтаем о постановках, мы начинаем их делать. То есть, о чем мы мечтали, то и имеем.
— Как проходят репетиции?
— Процесс репетиций даже самого яркого и легкого спектакля — это тяжелая, медленная и порой нудная работа с моментами радости, когда ты понимаешь, что сегодня что-то получилось и на сцене появилась новая жизнь. Бывают и смешные моменты, но они, в основном, связаны с выходом из репетиционного процесса, когда актер начинает шалить. Иногда эти шалости попадают в спектакль. Работа над новым спектаклем — это притирка нового ансамбля со всеми вытекающими последствиями: непонимание, ссоры, обиды, примирения, влюбленности и так далее. Во время репетиций стараюсь помнить: что не сделает один, даже очень талантливый человек, с легкостью делает группа людей, объединенных общей целью.
— Какова роль современного театра?
— В Древней Греции театры строили на склонах. На вершине — храм, внизу, у подножья, базар, а между ними — театр. Если из этого местоположения можно вытянуть роль театра в жизни людей, то она такая же и на сегодняшний день. Театр на сегодняшний день — разный. Невозможно все сегодняшние театральные процессы объединить в одну группу, где все движется в одну сторону. Что-то теряет актуальность, что-то, наоборот, обретает. Главное, что театр жив, а дальше уже проявятся результаты этой жизни.
— Самая сложная постановка в Театре на Чайной?
— «Триптих». В этом спектакле мы нарушили многие законы психологического театра. Да к тому же вышли за рамки театральной работы как таковой. В одном спектакле, на самом деле, жили четыре совершенно разных спектакля. Уж не знаю, открыли ли мы в нем новые законы, но для меня эта работа стала режиссёрской школой и толчком к поиску театрального языка, понятного современному зрителю.
Репертуар Театра на Чайной можно посмотреть здесь.