Будущее и настоящее аматорского театра в Одессе
Помимо государственных и профессиональных частных театров в Одессе существуют и аматорские театры. Они ставят премьеры, собирают своих поклонников и постоянных зрителей, дают мастер-классы и воплощают мечты обычных людей о сцене. Зачем нужен аматорский театр и каково его будущее рассказал руководитель одного из старейших таких театров в Одессе, театра «Парадокс», Евгений Долганов.
— Евгений, что такое аматорский театр?
— Это сообщество людей, которые любят театр. Но в силу тех или иных причин они не смогли пойти по профессиональной театральной стезе. И вот тогда они приходят в аматорский театр, компенсируя или реализуя свое желание и свои эмоции.
Аматорский театр – это отчасти театр терапевтический, исцеляющий. Театр, который помогает освободиться от тяжелого груза непережитых эмоций, мыслей. Получить своеобразную школу жизни, пройти ситуации, которые в жизни станут легче, проще, мягче. Явление, полезное как для тех, кто занимается театральным жанром, так и для саморазвития.
— Зачем нужен аматорский театр, если есть профессиональный?
— Профессионального театра не существует без аматорского. Именно аматорский театр подстегивает людей реализовывать и практиковать свои мысли, мечты, пробовать свои силы. Именно в аматорском театре зачастую появляются новаторы театрального жанра. Именно аматорский театр дает профессиональному кадры, идеи, жанры.
— Чем отличаются творческие процессы: планирование, режиссура, репетиции?
— Планирование – это логический, статистический процесс. Режиссура – это соединение творческого процесса и логически-статистического, художественного, психологического процесса. По сути, это квинтэссенция процессов. А в аматорском театре – это квинтэссенция всех процессов, начиная от декорирования и заканчивая уборкой. Это минус режиссуры в аматорском театре.
В профессиональном театре есть такое понятие, как бюджет. Бюджет спектакля. В аматорском театре не может существовать такого понятия – оно слишком изменяющееся. Поэтому в аматорском театре бюджет спектакля составляет идейную стимуляцию, замену материалов или подборку материалов, в зависимости от финансового состояния самих участников. Режиссура, наверное, похожа и там, и там. Только режиссура в аматорском театре включает в себя прорисовку декораций, идеи декораций, создание декораций, то ,что в профессиональном театре создаёт художник-декоратор. Также режиссер аматорского театр отвечает за планирование площадки, сценографию. А корень режиссуры, что там, что там – это создание образов, характеров, подведение, соединение инструментария актеров, чтобы они зазвучали в одной пьесе, как один оркестр.
— Как изменился аматорский театр за последние 5-10 лет?
— Да никак. Аматорские театры изначально существуют как своеобразное звено творчества. Поэтому, мне кажется, в любой эпохе они будут примерно по своей сути одинаковы. Это всегда новаторское сообщество, независимо от того, коммунистические это времена или более прогрессивные. Ну да, добавились гаджеты, добавились мобильные телефоны в пьесах, но эмоциональная составляющая осталась та же, суть творчества осталась та же.
— Каким Вы видите будущее аматорского театра через 5 лет?
— Если телевидение не выпустит проектов подобных «Танцюють вси», «Танци з зирками», или что-нибудь, что стимулирует все танцевальные проекты в Украине, ничего не изменится. Для массового восприятия театра нужна массовая реклама, а массовую рекламу дает только телевидение.
— Назовите знаменитых выходцев из аматорского театра?
— Да все советское кино. Большая половина. Пуговкин, Калягин, Фарада Семён, Армен Джигарханян.
Они играли в профессиональном театре, но они туда пришли без обучения, без театрального института, то есть, они пришли из аматорского. И, по сути, учитывая, что у них нет корочки, их, наверное, можно назвать аматорами. Ну да, они за это получают деньги, поэтому они и профессионалы, признанные профессионалы.
— Какое отношение к аматорскому театру в Одессе?
— Спокойно-положительно-текущее. У театра нет рекламы, а значит нет повышенного интереса. Аматорские театры в Одессе, конечно, есть. Но положение таких театров в городе вялотекущее. Отношение к ним такое же.
— А как зарубежом относятся к аматорскому театру?
— Мне очень нравится Нью-Йоркский театр плейбек. Это фактически новое, аматорски-психологическое направление – театр психодрамы. Он постепенно получает свое распространение во всем мире, и, надеюсь, в Одессе получит тоже.
Аматорские театры в европейских странах, точно так же, как и в американских, существуют как бизнес, школы обучения. Это немножко другой подход. По сути, их там даже не существует в какой-то мере. А в какой-то мере они существуют более профессионально.
Беседовал: Михаил Федоров
Фото: из архива театра «Парадокс»