Президентская буффонада, экстрасенсы из КГБ и заключительные аккорды фестиваля
Политическая булгаковщина или нашла коса на камень. Второй после «Медведя» спектакль с политическим протестом может появиться на российской театральной сцене. Главный герой пьесы «Не верю» — Махмудов, начальник районного отделения полиции. Привыкший к безграничной власти как в правовом, так и силовом поле, он сталкивается с необъяснимым препятствием. Местная вдова — хозяйка большого и странного ресторана, по совместительству могущественная колдунья, — оказывается ему не по зубам.
При первом знакомстве с вдовушкой он проникается ее неземной красотой и хочет подчинить себе, не брезгуя ни чем. Местный поп, узнав, что речь идет о колдовстве советует: «Говорят, кроличью лапку на трусы пришить надо». Приглашенный экстрасенс напрасно строит из сержантов полиции пентаграмму. И только член подразделения бывшего КГБ по потусторонним силам сражается с этими самыми потусторонними силами до последнего вздоха.
По сути, драматург Михаил Дурненков создал параллельный мир, где колдунья – это та часть общества, которая протестует против системы взяток и «крыши» силовых структур. Можно обвинять пьесу в чрезмерной сказочности, но разве это чуть ли не единственный способ показать свою позицию в столь щекотливой области, оставаясь при этом политкорректным? Не внушила доверия сцена убийства Махмудовым своего подчиненного. Как-то слишком неправдоподобно это выглядит. Что же с вдовой? Получается, она взяла верх, хотя и лишилась всего.
Трагедия «И мне все равно как ты там» драматурга Оксаны Савченко легко, но в тоже время глубоко копается в социальных проблемах современного общества. Главная тема пьесы не нова — Андрей, муж Лоры бросает ее с маленьким ребенком, опасаясь проблем, окруживших их плотным кольцом. «Кредиты берут, когда точно знают, откуда будут брать деньги, или лучше вообще не брать», — золотые слова произносит друг семьи Сахно, врач и одновременно черный трансплантолог. Мы видим, на что готова женщина ради выживания своего ребенка, как люди оказываются на улице из-за долгов. На сцене — образец семьи современного общества, которая берет необдуманно кредиты, необдуманно пытается погасить их, лавина необдуманных поступков приводит к необратимым последствиям.
Очень продуманные герои и события заставляют следить за развитием сюжета постоянно. Но все-таки не хватает немного любви и чего-то светлого. Нужно показать, что всегда есть возможность решить проблемы другим путем.
Еще одна грузинская пьеса, на этот раз сатира и буффонада, и снова про войну. «Президент пришел в гости» Лаша Бугадзе показывает внутренний мир «Президента» как мир неглубокого и низкоморального человека, проявляющего равнодушие к близким. Вся пьеса состоит из коротких отрывков его многолетнего пребывания на посту, и с каждой новой сценой автор все явственнее обличает президента.
Например:
— чтобы не погибнуть во время бомбежки «президентских» апартаментов, он ходит ночевать в гости к случайным жителям города, дом которых точно бомбить вражески войскам бессмысленно.
— он редко видится со своей женой
— у него много любовниц, причем к каждой — равнодушен. Не радуют его и внебрачные дети.
— мужчины, у которых есть красивые жены, боятся «Президента».
Параллельно в пьесе разворачивается тема реалити-шоу, транслируемого по ТВ во время войны. Автор подсказывает: таким образом власти пытаются уменьшить панику среди населения, хотя попытка и выглядит как пир во время чумы.
Пьеса вызывает интерес вначале, но затем устаешь от потока грязи и однородности событий. Массовая «желтушность» текста вызовет интерес у любителей вечерних новостей и мыльных сериалов. Сразу после читки «Президента» грузинская команда вполголоса начала возмущаться, мол, перевод неточный, зритель не понял всех шуток.
Вторая пьеса Оксаны Савченко «Койка» погружает в ужасы пребывания пациента в инфекционной больнице. Равнодушие врачей, внезапно пришедшая на соседнюю койку смерть, негодные для здоровых людей кровати, а болеющим на них вообще мучения лежать. У главной героини Орды одна только мысль – вырваться наружу из этого ада.
Правда, к платным пациентам в больнице совсем другое отношение: отличные кровати, вокруг них суетятся. Такие денежные отношения взращивают в новой соседке Орды чувство превосходства и вседозволенности. Она бездумно выкидывает использованный памперс своего ребенка из окна на траву, но попадает в новую машину главврача.
Орда обнаруживает на своем матрасе надпись, сделанную ее же 10 лет назад, на этой же койке, но в совсем других условиях: она была бунтарем и пыталась совершить суицид. Орда осознает, как с тех пор изменилась: теперь появляется желание бороться за жизнь.
«Койка» открывает сразу много социальных проблем, написана лаконично и в тоже время объемно. Смутное чувство, что автор хотела бы больше рассказать, но не успела: все нити событий резко обрываются.
В целом в течение фестиваля «Неделя актуальной пьесы» прозвучало 28 новых пьес пока еще малоизвестных драматургов Украины, Грузии, Германии, России и Австрии. Их читали и играли на сценах Киевского Молодого театра, театра им. И. Франка, Гёте института и музея Истории Киева. Такая же международная команда режиссеров работала над постановкой читок. Каждый день, театральные критики создавали событийно-аналитическую ленту дневника фестиваля. А в полночных репетициях между дневными программами в хостеле фестиваля происходил обмен мнениями, опытом и поиск нового и актуального.
Интересно, что среди всех пьес много комедийных драм, где рассматриваются бытовые проблемы современного общества. Действия, в которых, нередко переплетаются с мистикой и даже сказкой.
Организаторы фестиваля культурный центр «Текст» — Андрей Май, Наталия Ворожбит и Марыся Никитюк в третий раз собрали в Киеве ценителей, любителей и живущих театром людей.
Первые читки и мастер-классы http://culturemeter.od.ua/1-den-aktualnoi/
Четвертый день — театр Royal Court http://culturemeter.od.ua/4-den-aktualnoi/