Одесский филармонический оркестр во главе с Хобартом Эрлом ярко выступил в Берлине
На Музыкальном фестивале Берлина Одесский филармонический оркестр дал уникальное гастрольное выступление с произведениями трех неизвестных в Германии украинских композиторов – Мирослава Скорика, Алемдара Караманова и Николая Лысенко, сообщает местное издание. Sueddeutsche.
Фото: Фабіан Шеллхорн
Три украинских композитора, произведения которых ранее не исполнялись в Берлинской филармонии; публика, среди которой многие украинцы и не слишком известный в немецкой столице Одесский филармонический оркестр. Его приглашение на уникальный концерт Musikfest Berlin создает художественную и культурно-политическую сенсацию, где посол Украины Андрей Мельник сидит рядом с министром культуры Германии Клаудией Рот. В зале чувствуются и радость, и уныние, и замирание, и оживление. Когда главный дирижер оркестра Хобарт Эрл делает объявление на немецком, а затем повторяет свое сообщение на украинском — в зале вспыхивают овации, которые являются нечастым явлением здесь.
Здешние слушатели знакомы со знаменитыми оркестрами из Консертгебау Амстердама, Филадельфийским, Кливлендским оркестрами и их безупречной звучностью на этом музыкальном фестивале, а сейчас им хотелось бы узнать может Одесский филармонический оркестр, основанный в 1937 году. Понятно что – да, и для этого есть две причины. С одной стороны, оркестр из культурного города Одессы продемонстрировал свою музыкальную способность, всестороннюю убедительность, действительно блестящее выступление. С другой стороны, это связано с самоотверженным и одаренным главным дирижером Хобартом Эрлом.
Дирижер Хобарт Эрл родился в Венесуэле в 1960 году в семье американцев. Учился в Вене, Лондоне и Принстоне. Он познакомился и полюбил Одессу и ее филармонический оркестр еще в 1990-х годах. В течение многих лет, кроме того, что он являлся руководителем филармонического оркестра, он также получал приглашения от оркестров со всего мира – от Кельна до Санкт-Петербурга, Нью-Йорка и Тайбэя. Хобарт Эрл развил в оркестре его музыкальное единство и придал всесторонней радости от игры с ним. Его увлек музыкальный язык украинских композиторов. В первом отделении программы прозвучали три произведения украинских композиторов, до сих пор еще не исполнявшихся в Германии: две волшебные оркестровые миниатюры и масштабный фортепианный концерт.
Ярким событием Концерта для фортепиано с оркестром Караманова явилась известная пианистка Тамара Стефанович, способствовавшая расцвету духовности и виртуозности игры с исполнительским контролем и эмоциональным напряжением. Стефанович изучила партитуру специально для этого концерта в Берлине; у нее хватило ангельского терпения медитировать над клавишами во время выполнения бесконечно длинного и медленного движения волнообразных последовательностей. Это напоминало религиозные литании. Совместно с Одесским филармоническим оркестром, мастерски исполнившим Вторую симфонию Яна Сибелиуса, она нашла способы заменить концертный диалог искусством длительного дыхания.