В одесском театре показали спектакль об оккупации Херсона
Документальную историю сопротивления оккупации Херсона показали на сцене Одесского украинского театра. Спектакль о том, что Херсон есть и будет украинским, о многочисленных митингах, о людях, вынужденных уехать и о тех, которые этого сделать не успели.
Вчера перед спектаклем у театра я встретила художественного руководителя херсонского театра им. М.Кулиша Александра Книгу. Я не смогла не подойти, очень захотелось выразить свою поддержку и восхищение. Он сказал, что воспользовался возможностью встретиться со своими детьми, которые сейчас живут в Одессе и посоветовал запастись платочками на спектакль, потому что будет очень тяжело.
Актеры Херсонского театра им. М. Кулиша вместе с режиссером Евгением Резниченко создали документальное представление «Остаться (не) можно…», основанное на реальных событиях, связанных с российским вторжением. Именно Херсон стал первым и единственным областным центром, в который удалось захватить оккупантам.
Вживаться в роль актерам не понадобилось, потому что каждый из них рассказывает собственную историю спасения из оккупации.
Есть такое мнение, что на оккупированных территориях остались фанаты русского мира, но именно выезд для большинства херсонцев стал невозможен.
На сцене семь актеров, у каждого своя сюжетная линия, у каждого своя встреча с оккупантами. В своих историях каждый рассказывает о своей попытке выезда и почему на это было так трудно отважиться. Именно с таких восклицаний начался спектакль:
— Я не хотела выезжать из Херсона, почему я должна уезжать из своего дома!
— Я не хотел уезжать из Херсона, пусть оккупанты убираются прочь!
— Я не хотела уезжать из Херсона, потому что здесь я чувствовала себя защищенной!
— Я не хотела выезжать из Херсона, потому что здесь родился мой сын!
— Я не хотела уезжать из Херсона, потому что здесь каждый уголок наполнен воспоминаниями моей жизни!
— Я не хотела ехать, потому что здесь произошли знаковые события моей жизни, их не сложить в чемодан!
Думаю, многим эти ощущения известны, к тому же мы и не могли себе представить, что в XX столетии станет возможным такое, что русские, пользуясь оружием, будут совершать такие страшные и безнаказанные преступления.
Руслан Вишнивецкий и Евгения Кирсанова, актерские супруги, которые вместе работают в театре им. М.Кулиша. У них, чтобы вырваться от россиян, ушло двадцать дней и пять попыток. Каждая неудачная попытка прорваться через все блокпосты, означала, что нужно возвращаться в Херсон.
И представьте себе, что на обратном пути нужно было пересекать все те же посты, проходить через унижение, оправдывание и страх. Ибо орки имели оружие и в любой момент могли убить тебя, потому что им за это ничего не будет.
История Ангелины Павлюк, дочери главного режиссера херсонского театра Сергея Павлюка, основана на переживаниях отца. Потому что с первых дней Сергей вел активную проукраинскую деятельность, выходил на митинги с флагом и лозунгами — Херсон это Украина!
В первые дни войны я написала Сергею, как вы там?
— Все хорошо… воюем) В Херсон вроде бы не зашли… По окружной пошли в сторону Чернобаевки и Николаев.
Потом его забрали орки, но все, кто знает Сергея Павлюка, знают и то, что он настоящий казак. Ему удалось вырваться, да еще и забрать свой телефон у орков назад. Но после этого стало ясно, что оставаться очень опасно!
У известной актрисы Риммы Зюбиной история не менее драматична. К ней в квартиру в четыре утра ворвалась ФСБ, агентов было много. С оружием и в балаклавах они провели обыск. Дело в том, что ее сын закончил обучение в Нацкорпусе, поэтому они искали потенциальных военных. К счастью, его не было дома, он был в Киеве и сразу вступил в ВСУ. После этого для Риммы встал вопрос покидать Херсон.
Возможно, кто-то спросит себя, а почему они не уехали сразу? Во-первых, все были полны надежды, что мирное сопротивление херсонцев поможет понять рашистам, что их никто не ожидал. Ну а потом это стало опасно, потому что постоянно приходили новости о расстреле колонн.
Спектакль полон боли, ужаса, безысходности и печали за то, что именно пришлось и еще приходится переживать нашему народу, который столкнулся с россиянами лично. Среди моих знакомых есть такие, которые намеренно не следят за новостями и оберегают свою нервную систему от подобных историй, но лично для меня важно пережить всю эту боль и страдания вместе. Потому что это такая мелочь, которую мы можем сделать – быть сопереживателем.
Особенно когда ты понимаешь, что наши Воины света отвернули от тебя этот ужас. В Одессе, несмотря на отсутствие электроэнергии, воды, тепла и интернета, жизнь продолжается. Весь город тарахтит от генераторов, рестораны заполнены клиентами и никто не жалуется, потому что самое главное, что мы остаемся свободными.
А история для всех наших героев закончилась хорошо, всем удалось уехать на подконтрольную Украине территорию. Но это еще не счастливый конец. Он наступит тогда, когда ни одного русского захватчика не останется на нашей земле.
Текст: Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко для Культурометра.