Как одесситы вытесняют китайский ширпотреб
Еще несколько лет назад одесситы одевались исключительно в однотипную одежду под кодовым названием «ширпортеб». Редкие счастливчики радовались обновкам оригинального кроя. Но однажды все изменилось. Молодые дизайнеры вышли из подполья и начали шить не только для своих друзей. В первую очередь, это стало возможно благодаря тематическим ярмаркам. Но главный ледокол – специализированные шоу-румы, где можно присмотреть и прикупить такую оригинальную одежду и обувь, причем не за все деньги мира. Как возникла идея, и что стало самым сложным на этом пути, мы расспросили ко-создателя одного из первых одесских шоу-румов Павла Панфилова.
— Как пришло в голову создать шоу-рум?
— Если коротко: у меня возникла острая необходимость заняться одеждой, а у Игоря Пилипишина уже было серьёзное намерение уехать жить за границу. Мне нужен был компаньон, а Игорь хотел дать Украине шанс. Так мы и сошлись.
Когда-то (ещё в 20 лет) у меня были магазины стоковой одежды, поэтому решили опять попробовать. Я нашел компанию, которая единственная занималась стоком с сайта Asos. Мы за месяц сделали визы и ломанулись в Европу. Про ту поездку можно написать целый рассказ, но, в общем, наши надежды разбились вдребезги — 95% товара на стоковом складе оказались браком. В ту же ночь мы вернулись во Львов и, еле успев, вскочили на подножку последнего вагона уходящего поезда. Случайно выяснили, что у товарищей в Киеве самая крупная стоковая база в Украине. Там мы и купили первую партию одежды, в основном, итальянской. С этого и начался Trendon.
Но потом я понял, что мне неинтересно. Вселенная меня услышала. В интернете стали попадаться украинские бренды. Причем качество не только соответствовало, но часто и превосходило то, с чем раньше приходилось иметь дело. И завертелось. Через 2 месяца мы полностью отказались от старой концепции и стали шоу-румом украинских дизайнеров. Одними из первых наших «подопечных», кстати, стали киевские ребята-обувщики Te-shoes. Они умудряются делать такую красивую обувь, которая одинаково хороша и на витрине, и на ноге, и для кошелька.
— Не страшно было начинать в кризис?
— Если не сейчас, то когда? Можно всю жизнь просидеть, ждать благоприятного климата, а он может не наступить. Многие крупные компании начинали именно в трудное время и добивались больших успехов. Ведь кризис — это всегда передел рынка, открытие новых ниш. Этим мы и занимаемся.
Смотрите: курс национальной валюты обесценился — это плохо, но с другой стороны это дает преимущество экспорту и местному производству. Импорт подорожал, а подавляющая часть одежды и обуви в Украине была иностранная, тут-то и появился шанс для отечественных производителей. Да что там, сами эти производители появились.
— Но ведь они и раньше были…
— Да, были. Но у местных производителей всегда были сложности. Разные магазины, условно называемые «украинский трикотаж» и, в основном, с одной общей проблемой: немодные. Это могли быть качественные вещи, по конкурентной цене, но с точки зрения дизайна — полный треш.
За последние 2 года рынок буквально появился. Выросло поколение людей, не видевших Советского Союза, у которых есть представление о дизайне. Они росли в эпоху интернета и открытости границ, поэтому уже многое видели. Многие молодые люди работали в крупных международных компаниях, получили хороший бизнес-опыт.
Этот дух бунтарства, свободы передают одесситы Aliens, Lut, харьковчане emmelie delage, киевляне Clan-P и Sammy Icon.
Кстати, эти носки уже популярны в 20 странах мира.
Опять же, все мы два года назад получили пинок, который дал понять, что пора уже что-то делать, никто не сделает за тебя. Многие начали собственное дело. А курс валют и подъём патриотизма помогли создать спрос.
— Чего вам удалось добиться?
— Сейчас наш Trendon — мультибрендовый магазин одежды, обуви, аксессуаров, объединивший украинские локальные бренды и дизайнеров на одной площадке. У нас много чисто одесских брендов, которым мы помогаем получить путевку в жизнь. А всего – более 150 марок, которые своими руками делают талантливые ребята из Львова, Одессы, Киева, Харькова и других городов. Мы даем им шанс показать себя людям. Магазины представлены в двух городах: Одессе и Николаеве. Буквально со дня на день откроется интернет-магазин. Я мечтаю открыть шоу-румы Trendon с одеждой, обувью и аксессуарами молодых украинских талантливых дизайнеров в каждом городе страны.
Но мы не ограничиваемся шоу-румами. Сейчас помогаем организовать самый крупный модный маркет в Украине Всі.Свої в Одессе. Это одежда, обувь, аксессуары, которую придумали и создали в Украине. Всі.Свої – это возможность не только одеться красиво и доступно, но и поддержать именно наших, талантливых, своих.
— Продолжаете ли искать новых дизайнеров?
— Да, конечно. Мне постоянно пишут с разных уголков Украины. Вот, например, начинаем сотрудничество с талантливыми ребятами Dalvin из Ровно и Voronianska из Полтавы.
Вообще достаточно просто написать мне в фейсбук, затем мы с партнером смотрим на качество и дизайн вещей, и решаем: быть молодой марке в Trendon или нет.
Текст: Оксана Маслова
Фото: предоставлены Trendon
Trendon — Бунина 12 (вход с Польской в арку)