Кинодокументалист из России в Одессе: «Реальность каждый раз значит что-то другое»

Известная российская кинодокументалистка, снискавшая европейское призвание, Марина Разбежкина учила азам профессии в рамках Летней Киношколы Одесского Международного Кинофестиваля. Публикуем выдержку из мастер-класса под названием «Охота на реальность».

PkPCvjUi5-Y

 

Для документального кино всегда подходящее время. Я жалею, что его не было во времена декабристов, потому что об этом периоде истории мы знаем только из романов, а они — миф. Телевизионные документалисты работают с первым слоем реальности. Кинематографисты в этом жанре идут дальше, потому что реальность состоит из многих глубинных плоскостей. Отношения вовсе не простые.

Кино не может быть ни добрым, ни злым — оно обладает огромным количеством оттенков. Это режиссер может хотеть казаться добрым. Герой должен быть способен предлагать свою жизнь. В настоящее время многие готовы пойти на это.

 

Когда человек говорит: «Убери камеру!», это не всегда означает, что он не хочет, чтобы его снимали. У нас это в культуре заложено — отказываться. И если режиссер уйдет после первой такой просьбы, то обернувшись он может увидеть в глазах человека немую фразу: «Дура, куда ты пошла?». Реальность – понятие, которое не определяется по словарю. Каждый раз оно значит что-то другое.

Снимая человека в документальном кино, мы продлеваем его жизнь навечно. Это большая ответственность перед героями. В реальности объективной правды нет. Многие говорят, что реальность – это то, что нам понятно, но мы не видим и половины нее. Вам не должно быть комфортно, если вы снимаете. Вам должно быть холодно, страшно, больно. Память тела помогает сделать кино чувственным. Сопли в сахаре – это не есть реальность. Счастье мы испытываем не тогда, когда все в порядке, а когда ты на пределе, на грани, и когда ты преодолеваешь пропасть.

 

Задача режиссера – расширить поле зрения. Люди обычно не слишком сильно отличаются от бабушек на скамейке возле подъезда, которые не могут представить, как девушка в короткой юбке может ходить хоть куда-нибудь кроме соседа Кольки. Я часто вижу кино, сделанное такими бабушками 25 лет. У них устаревший взгляд, они не хотят понимать современную реальность.

Начинать кино нужно с малого. Одна моя бывшая студентка жаловалась, что не может найти тему. Единственное, что ее волновало в то время – это покупка ее матерью очень дорогого обеденного стола. И это отличная тема, через нее можно понять отношения между близкими людьми. Режиссеру-документалисту не нужно взбираться на Джомолунгму или переплывать море, чтобы найти историю для фильма. Она всегда где-то рядом. Мои студенты в своей работе используют «зону змеи», то есть приближение к героям настолько, чтобы проживать события вместе с ними. В нашей школе есть запреты на использование штатива, поскольку камера должна быть продолжением руки, зума и закадрового текста. Также у нас нельзя проводить с героями интервью.

Кино само по себе – это музыка, даже если она в нем не звучит.

По материалам oiff

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56