Брегенц: как оперу превратили в шоу мирового уровня
Известный пианист и основатель фестиваля ODESSA CLASSICS Алексей Ботвинов побывал на знаменитом оперном фестивале в австрийском Брегенце. Каждый год здесь превращают фестиваль классического искусства в невероятные масштабные современные шоу. Специально для Культурометра Алексей Ботвинов делится впечатлениями. Приводим колонку именитого пианиста.
На недавно прошедшем фестивале ODESSA CLASSICS одним из ярких моментов стало выступление молодой украинской оперной звезды Лены Белкиной. Она впервые выступила в Одессе и покорила одесскую публику выдающимися интерпретациями арий Чайковского, Сен-Санса и Бизе. И вот – европейский дебют Белкиной в роли Кармен – и сразу на знаменитом оперном фестивале в австрийском Брегенце.
Изюминка этого фестиваля, ведущего свою историю с 1946 года — в построении для оперных постановок гигантских декораций на плавающей сцене, окруженной водами Боденского озера. Фестиваль очень успешен, а после съемок на фоне «Тоски» Пуччини сцен «Бондианы» в фильме «Квант милосердия» (2008 г) обрел культовый статус. Для постановки собирают лучшие режиссерско-постановочные силы Европы, с каждым годом дизайн сцены становится все более впечатляющим, денег на этом явно не экономят. Каждая большая постановка идет два фестивальных сезона, чтобы окупить себя. При этом уже за месяц до начала фестиваля почти все билеты раскупаются, а за 2 недели до начала — полный аншлаг, можно надеяться только на «лишний билетик» перед началом. В амфитеатр перед сценой на воде помещается 7 000 зрителей.
И вот – в этих масштабных условиях — происходил дебют Лены Белкиной. Постановка имеет три состава исполнителей. Из 21 спектакля украинская певица выступает 10 раз больше, чем две ее другие коллеги. Молодой shooting-star мировой оперной сцены заглавной партии удалось создать свой, особенный образ Кармен — убедительный, захватывающий, просто незабываемый. А ведь как приятно, что первыми арии из оперы «Кармен» в исполнении Лены услышали одесские зрители на фестивале в Одессе за месяц до премьеры! Уверен — у Лены Белкиной впереди феерическая карьера.
А теперь о спектакле. Невероятная, фантастическая постановка. Вау-эффект, напоминающий лучшие шоу Cirque du Soleil в Лас Вегасе. Спец-эффекты, команда каскадеров-скалолазов, видеоинсталляции, гроза и ливень прямо на сцене, фейерверк из озера, лодки по ходу действия приплывающие к водной сцене… В этом году сценографию делала знаменитая Эз Девлин — британка, прославившаяся тем, что кроме декораций в операх ставила шоу U2, Take That, Beyonce, Muse и тд. Ну что сказать — как говорится, это надо видеть! Незабываемое зрелище- причем абсолютно в точку совпадающее с музыкой Бизе.
Режиссер Каспер Холтен кроме безупречной концепции выдал несколько шоковых задумок — например Кармен убегает из под стражи — …прыгая в озеро и размашистым кролем уплывает за сцену под восхищенный крик 7 тысяч зрителей. Или финал оперы, когда Хосе вместо привычного удара ножом…- топит Кармен! Причем очень натурально. После яростной борьбы с мощными водяными всплесками, героиня несколько минут лежит бездыханным трупом лицом вниз в воде… Понимаешь, что это – спектакль, но реалистичность происшедшего заставляет екнуть сердце…
Новая «Кармен» оставляет ошеломляющее послевкусие – хочется еще и еще раз посмотреть это действо вживую. Спектакль одинаково интересен как для изысканных меломанов, наслаждающихся потрясающим исполнительским уровнем продукции, так и для молодежи, в первую очередь увлеченную зрелищем шоу топ-уровня. Думаю, многие из зрителей этого года приедут в 2018 году еще раз. И там уже заявлена «наша Кармен» — Лена Белкина.
Фото: Алексей Ботвинов