В Одессу приехали самураи и гейши (фото)
Два этажа Одесского музея Западного и Восточного искусства превратились в средневековую Японию. Тут 15 июня открывается выставка «Самураи. Art of War». На первом этаже расположились экспонаты военного наследия. Второй этаж украсили изящное искусство и красота по-японски. Культурометр первым взглянул на раритеты и спешит показать их вам.
Теперь в Одессе можно своими глазами увидеть оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и каллиграфии, гравюры и предметы быта периодов Муромати (1333 — 1573) и Эдо. И все – оригинальные, уникальные вещи, принадлежавшие древним вельможам. Они – наглядное свидетельство особого образа жизни самураев, идущих по «Пути воина». В закромах организаторов – порядка 2 тысяч японских древностей, половина из них настолько уникальны, что их нельзя увидеть ни в какой другой коллекции мира. Интересно, что одесситам покажут только 150 древностей. «Больше не помещается в залах», — разводят руками организаторы и приглашают в мир древней Японии.
Ранее выставка побывала в Москве, а целью проекта организаторы называют «знакомство с наследием культуры самураев – привилегированного воинского сословия, которое находилось у власти в течение почти 700 лет японской истории, с конца XII в. до середины XIX в».
Мечи самураев. По преданию, в мече самурая заключена его душа. Одесситы смогут полюбоваться на души 6-и клинков XVI, XVII, XVIII и XIX вв. А также 6 торжественных оправ. Тонкая работа древних ювелиров захватывает: инкрустации драгоценными металлами, тонкие лаки, покрытие золотом, истертым в пыль. «Над таким клинком трудились несколько мастеров один-два года, — говорят организаторы. – Сейчас настолько тонкую работу ювелиры могут выполнить только с помощью лазерной насечки. А тогда все работы выполнялись вручную».
Традиционная ныне форма слегка искривленного однолезвийного клинка появилась в X в. и стала идеалом меча, красота которого оценивалась по неповторимому изгибу. В экспозиции Одесского музея представлены три великих эпохи создания мечей. Самая яркая — «Старые мечи» (до 1596г.) прославленных школ оружейников Суэ-Сэки и Наоэ провинции Мино, школа Такада провинции Бунго, а также работа кузнеца Фуюхиро из Вакаса. Изюминка коллекции — меч легендарного мастера Сэнго Мурамаса из Кувана провинции Исэ. Один из лучших мечей покрыт тончайшей гравировкой (хоримоно) в виде дракона.
Сеппуку или харакири посвящен отдельный зал. Здесь собраны все ритуальные принадлежности. В случае, если самоубийство древний самурай совершал не на поле боя, а планировал заранее, то всегда уходил в последний путь в присутствии зрителей. Самурай принимал ванну, одевался в белое кимоно, вкушал любимую пищу, а когда завершал последние приготовления, перед ним клали ритуальный короткий меч «танто» на блюде или подставке. Одетый торжественным образом, сидя перед мечом, самурай готовился к последнему действу в своей жизни и писал своё предсмертное стихотворение.
На стенах этой комнаты висят гравюры легендарных 47 ронинов, которым была дарована честь совершить харакири. Как гласит японское народное предание, в начале XVIII века один из известных князей стал жертвой интриг и якобы оскорбил правящего министра, за что был казнен. Все его слуги стали ронинами (слуга без господина). Согласно идеалу, ронины обязаны отомстить за смерть господина, хоть и ценой своей жизни. Но даже в то далекое время далеко не все следовали идеалам. 47 потерявших господина воинов два года в строжайшей секретности готовили месть. Наконец они переоделись в пожарных, взяли штурмом дом обидчика, которого хорошо охраняли, и отрубили ему голову. Затем, по законам той эпохи, сдались правительству. Конечно, их приговорили к казни. Но, в честь соблюдения старинного обычая, даровали возможность совершить благородное самоубийство – сеппуку. Ронимы стали национальными героями, а их история передавалась из уст в уста почти 100 лет. Вдохновленный ею известный японский художник Утагава Кунийоси создал 47 гравюр, каждая из которых посвящена смельчакам. Интересно, что на выставке представлены оригиналы. «У нас – только подлинные предметы», — подчеркивают организаторы.
Доспехи правителей. Доспехами рядовых воинов сейчас мало кого удивишь. Потому на выставке покажут правителей провинций XVI – XVIII вв. Эти князья водили воинов в атаки. Так, один из доспехов принадлежал великому воину Токугава Иэясу, принцу Минамото, дипломату и военачальнику, а также основателю династии сёгунов Токугава. О высоком положении хозяина свидетельствует каждая деталь: тончайшая обработка серебром, золотом и уникальные сюжеты. Так, на передней части керасы (на груди) выгравирован Соки – божество, которое оберегает правителей. А на задней части (спине) Карп Кои – символ достижения.
Гейши и куртизанки. Отдельное место в жизни самураев, да и в экспозиции, играют женщины. Великие и прекрасные гейши, способные вдохновить и увлечь одним мановением веера. Идеалы японской женской красоты – гейши и куртизанки – смотрят с гравюр и полотен на стенах.
Здесь же веера и уникальные кимоно: для выступлений, бракосочетания, звезда кинематографа. «Кимоно гейш – идеал японского вкуса, — говорят организаторы. – Любимая в Японии старинная поговорка гласит: некрасивая женщина красивого не увидит. Красота кимоно настолько утонченна и изысканна, ее нужно уметь видеть». Действительно, каждое кимоно в коллекции выполнено с использованием более 3-х техник: от шитья золотыми и серебряными нитками до холодного батика. Свадебные кимоно – самые броские. Кроме драгоценных металлов они расшиты жемчужными нитями. Все наряды принадлежали владелицам высокого социального статуса, что подчеркивает изысканное исполнение. Организаторы уверяют, что такие кимоно не только расшивали уникальными узорами, но и специально для них создавали ткани с неповторимым орнаментом. И все они – оригинальные произведения XVIII и XIX вв.
Единственное исключение — это кимоно, которое участвовало в съемках фильма «Дневник гейши». Оно – воссозданное.
Окунуться с головой в японскую историю можно будет до 30 сентября 2013 г.