Где в Одессе остались старинные трамвайные остановки

Культурометр разобрался, где в Одессе еще можно взглянуть на старинные трамвайные остановки. Если прокатиться на одесском трамваев на Большой Фонтан, то можно увидеть несколько сохранившихся до наших дней каменных остановочных павильонов столетней давности, именуемых в нашем городе «бельгийскими». Самыми первыми сооружениями подобного рода в Одессе были деревянные остановки конки. Но те из них, которые «дожили» до электрического трамвая, закончили свое существование в период Гражданской войны — их попросту разобрали на дрова.

Деревянный навес на улице Херсонской у городской больницы, начало XX века

 

Свой миниатюрный вокзальчик был и у паровика «Ваньки Головатого», ходившего с 1880-х на Большой Фонтан. Его конечная станция была на улице Пантелеймоновской, напротив Александровского полицейского участка (ныне пожарная часть). «Ванька Головатый» — это две линии узкоколейной пассажирской железной дороги, работавшей с 1881 года от Куликова поля (или Пантелеймоновской в разные годы) до 16-й Фонтана и от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. Представлял собой малогабаритный паровоз с несколькими пассажирскими вагонами.

Вокзал паровика, видно нынешнюю Привокзальную площадь и Тюремный замок.

 

С 1910 года, параллельно с электрификацией почти всех линий конки в центре Одессы, строившее трамвай «Анонимное Бельгийское общество» взялось и за остановочные павильоны — чтобы привлечь пассажиров дополнительным сервисом. «Анонимное Бельгийское Общество» — инвестор и владелец системы трамвая в Одессе. Общество было основано в 1870-х годах и в Одессе работало в нескольких направлениях: построило и эксплуатировало систему конки и первые городские электростанции. В начале ХХ века президентом общества был Раймонд Легодэ. Общество работало по принципу модной в то время «подписки» — оно выпускало ценные бумаги, выкупаемые гражданами Бельгии, которые становились акционерами и получали дивиденды. Остановки установленные Обществом выполнены в стиле геометрического модерна. Это единственный существовавший и частично сохранившийся в масштабах бывшего СССР архитектурный комплекс остановок начала ХХ века.

Павильон на 14-й станции Фонтана, 1918 год, запечатлен редкий момент — паровик ходит вместо трамвая, фото Крикор Магникиан.

 

Более крупные павильоны строились на конечных станциях и на загородных линиях. В центре города и на Молдаванке, в основном, строили компактные навесы-«грибы».

Чертеж «вокзального» павильона на Куликовом поле, точно такой же стоял на 16-й станции Фонтана.

 

Конечная трамвая на Куликовом поле, 1976 год, на втором плане видно сильно перестроенное здание «вокзального» павильона, фото Ханс Орлеманс.

 

Типовые проекты павильонов в нескольких вариациях разработал в стиле геометрического модерна известный одесский архитектор Адольф Минкус. В нескольких узловых точках соорудили так называемые «вокзальные помещения», сильно отличавшиеся друг от друга. Одно из них стояло на Куликовом поле, сейчас перестроенный и превращенный в двухэтажное здание химчистки, еще один, не сохранившийся — на 16-й станции Фонтана.

16-я станция Фонтана с бельгийским «вокзалом», 1960 год, фото из фондов музея КП «Одесгорэлектротранс»

 

В 2004 году один из двух таких «вокзалов» на Греческой площади был снесен. После закрытия в 1965 году узкоколейного трамвая в центре Одессы, павильон еще 40 лет обслуживал пассажиров троллейбуса.

«Вокзал» на Куликовом поле в 1985 году. Уже тогда здание получило второй этаж. Фото Вольфганг Шрайнер.

 

А последний из уцелевших «вокзалов» до сих пор является диспетчерской на конечной остановке в Херсонском сквере. На нем, кстати, сохранились переплетенные между собой буквы «О» и «Т» — дореволюционная эмблема одесского трамвая, ставшая пару лет назад современным логотипом КП «Одесгорэлектротранс».

 

Наиболее известные в Одессе и за ее пределами старые остановки — навесы типового проекта №6. Они стояли вдоль линии трамвая на Фонтан на 3-й, 5-й, 6-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й, 13-й, 14-й и 15-й станциях. Еще два таких стояли вдоль Дачи Ковалевского и четыре навеса — вдоль улицы Долгой, на ее пересечениях с улицами Цыганской, Сиротской, у селений Дмитриевка и Дерибасовка.

Дача Ковалевского, май 1959 года: разъезд на одноколейном 19-м маршруте, на втором плане видна старая остановка у Монастыря, фото Ray Degroote.

 

На Даче Ковалевского, на 2-й и 11-й станциях, на Чубаевке стояли увеличенные по размерам павильоны более «высокого» статуса, чем просто навесы. Их строили либо на конечных станциях, либо на остановках с большим потоком людей.

Именно вдоль линии на Фонтан, благодаря ее «дачному» и почти «загородному» расположению, уцелело больше всего старых типовых навесов. Часть из них до сих пор используется по прямому назначению, укрывая пассажиров трамвая от непогоды — на 8-й, 14-й, 15-й станциях и на Даче Ковалевского у монастыря. Два навеса — на 9-й станции и на Долгой угол Дачи Ковалевского, сданы в аренду и превратились в продуктовые магазинчики.

Павильон на углу Долгой и Дачи Ковалевского (Амундсена) уже в 1976 году был перестроен в продмаг. Трамвай на фото — перестроенный в «тянитолкай» вагон модели МТВ-82, с 1989 по 2004 г. он был служебным, а сейчас стоит в качестве кафе на 6-й станции Фонтана. Фото — Ханс Орлеманс.

 

Большой павильон проекта «4А» в конце Дачи Ковалевского уцелел – но сейчас это жилой дом за глухим высоким забором, около мемориального парка 411-й береговой батареи.

Другие старые павильоны сохранились в небольшом количестве на Люстдорфской дороге у входа на 2-е Христианское кладбище и вдоль линии 20-го «камышового» трамвая по Хаджибейской дороге и на Пересыпи. Один павильон есть в Аркадии и еще один, переделанный в жилой дом — в самом конце Французского бульвара. А на улице Чернышевского, что на Воронцовке, имеется единственный уцелевший бетонный навес-«грибок» из 47 установленных по всему городу.

Летом 2017 года все уцелевшие павильоны на Фонтане, Люстдорфской и Хаджибейской дороге решили включить в список одесских памятников архитектуры.

Текст публикуется при поддержке Жилого Комплекса «Aqua Marine».

 

 

Добавить комментарий

   
 




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56