Немые шедевры на одесском причале
Стартовал четвёртый фестиваль немого кино и современной музыки в Одессе. Под открытым небом одесситам показали легендарную «Крейцерову сонату» и авантюрную драму «УкрАзия». Фильмы сопровождались живой музыкой в исполнении известной польской группы «MINIMATIKON» и чешского барабанщика Павла Файта.
Фестиваль НІМІ НОЧІ – крупнейший в Восточной Европе фестиваль немого кино и современной музыки, который проходит в Одессе с 21 по 23 июня 2013 года на причале яхт-клуба Морвокзала.
Начался фестиваль со вступительного слова одного из организаторов, который поведал историю кинолент, представил музыкантов и поздравил свою бабушку с предстоящим Днём рождения, которая каждый год посещает фестиваль и с удовольствием смотрит фильмы своего детства.
Первым представили революционный приключенческий экшн «УкрАзия», снятый Петром Чардыным в 1925 году. Это авантюрная история о приключениях большевистского разведчика в тылу у белых. Кстати, действие картины разворачивается, в основном, в Одессе. «Укразия» вышла на экраны в 1925 году и пользовалась бешеной популярностью у зрителей. Тогда же фильм представили в Париже, на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, а потом он пошел в прокат по Европе. Оригинальная «Укразия» имела две серии, общая продолжительность фильма достигала почти четырех часов. В таком виде ее демонстрировали в кинотеатрах более десяти лет. В 1937 году фильм перемонтировали, его сократили более чем вдвое — с 5750 метров до 2223. В новой редакции картина получила название «7 +2» — по агентурному псевдониму главного героя.
«Один із авторів сценарію, Микола Борисов, раптом виявився ворогом народу. Чому він впав у немилість точно не відомо, але так чи інакше, 5 вересня 1937 вже перемонтована і рекомендована до демонстрації стрічка через 75 років повертається до глядачів. У 2012 році стрічку відреставрували і знову перемонтували на Кіностудії імені Довженка »,- рассказал один из организаторов.
Саундтрек для картины «Укразия» создала польская группа “MINIMATIKON”, которую неоднократно награждали на музыкальных конкурсах в Польше. Коллектив ценят за оригинальность звучания и изобретательность в композициях. «MINIMATIKON» уже исполняли свой саундтрек вживую во время кинопоказов на многих фестивалях, например, на фестивале «Lato Filmów» в Варшаве и на фестивале немого кино «Nieme na Żywo» в Гданьске.
Второй лентой стала “Крейцеровая соната” Льва Толстого, которая была неимоверно популярна в епоху немого кино. В России «сонату» снимали Чардынин и Гардин, в Америке — Герберт Бренон, в Италии — Умберто Фраччи, в Германии — Рольф Петерсен. Всего на сегодня известно более полтора десятка экранизаций «Крейцеровой сонаты» (русские — только три), почти половина из них сняты еще в эпоху немого кино.
Мало какое произведение могло бы похвастаться таким же пристальным вниманием кинематографистов. Рецепт успеха прост: качественный и прозрачный сюжет, замешанный на сильных чувствах, плюс хороший пиар от царской цензуры — повесть Толстого запретили почти сразу после публикации. Но в произведении была и еще одна особенность, которая привлекала режиссеров времен немого кино. Дело в том, что любовный треугольник «Крейцеровой сонаты» проявляет себя весьма специфическим образом: обманутый человек начинает подозревать измену жены не из слов, а из ее представлений любовника, полунамеков в позах, с ее движений и осанки. Одним словом, конфликт разворачивается в той сфере, в которой легче оперировало образами именно немое кино.
А озвучил «Крейцеровую сонату» известный барабанщик Павел Файт. В течение двухтысячных Файт участвовал во многих международных проектах, работал в дуэтах и трио с музыкантами всего мира, выступал на фестивалях, написал музыку для театра и кино. Павел Файт – также доцент Факультета изящных искусств (VUT, Брно), а в последние годы также занимается музыкальной терапией.
Вот такой симбиоз безупречного шедевра, составляющего часть общечеловеческого культурного наследия — «Крейцерова соната» Густава Махаты, и свежеотреставрированной украинской ленты, когда-то запрещенной к прокату советской цензурой, смогли ощутить одесситы в первый день фестиваля.
Лилия Кочержинская