Опыт Витебска для Одессы: какие вопросы решает граффити

Город Витебск, находящийся на севере Беларуси, принято называть «культурной столицей» и «городом художников». Это объясняется тем, что город является родиной известного художника Марка Шагала, местом авангардного объединения УНОВИС во главе с Малевичем, колыбелью витебской художественной школы и содержит в себе два университета, ежегодно выпускающих художников и дизайнеров. И не удивительно, что именно тут начала расти популярность одного из видов уличного искусства — граффити. Можно сказать, что граффити в Витебске становится его заметной фишкой. Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер.

Граффити – одно из самых свободных средств самовыражения, а также особая форма погружения в городское пространство. Не имея какой-либо теоретической базы в стране, оно живет своей жизнью уличного организма.

Своеобразное украшение городской среды и развитие стрит-арт культуры за последние 5 лет в Витебске заметно выросло. Яркие образы знакомых музыкантов, артистов, красочных сцен и персонажей все чаще появляются на заброшенных зданиях, заборах, сараях и гаражах. Большинство жителей с большим энтузиазмом встречают появление нового объекта уличного искусства, но бывают и акты вандализма особо впечатлительных горожан.

 

Граффити всегда считалось актом вандализма. Изначально всё новое, как правило, отторгается обществом из-за непонимания. Но по прошествии времени всё меняется. Так было не один раз. Целью граффити никогда не был сам акт порчи имущества, целью граффити всегда — в прошлом и в настоящем — было желание стать известным, чтобы тебя как художника узнали.

Самая знаменитая Витебская стрит-арт команда HoodGraff, делающая уличные граффити в стиле стрит-фотореализма набрала обороты популярности и теперь их работы можно увидеть ни только в Витебске, но и в других точках мира.

Первый их портрет на трансформаторной будке (Снуп Дог) был нарисован в октябре 2013 года. По словам художников их творчество — это энтузиазм. Краску покупают на собственные деньги, правда, иногда встречаются люди, готовые помочь, как это сделали, например, жители одного из жилых домов.

«Чаще всего подстанции подвергаются вандализму. То есть расписываются безобразным способом. Решение есть. Перекрыть такую краску (черного цвета и других темных оттенков) одним слоем эмали очень сложно. Но если на стенку, расписанную баллончиками, нанести рисунок, то перекрыть получится с первого раза. Облагородить двор — именно такой миссией мы задались. Как только у нас появится возможность взяться за фасады городских домов, мы превратим скучные стенки в интересные места для туристов и не только», — заявляют художники из группы HoodGraff.

Боб Марли, Мэрилин Монро, Пушкин, Гагарин и другие мировые знаменитости «живут» по соседству с витеблянами. Портреты звездных личностей украшают городские дворы, отлично маскируя невзрачные объекты — трансформаторные подстанции.

На волне интереса к развитию городской среды мюрализм, паблик-арт и стрит-арт становятся инструментами для украшения и оживления городских улиц. Зачем с ними бороться, если можно поставить на службу городу?
Самые масштабные граффити в Витебске можно увидеть за его чертой вдоль железной дороги. Там ребята дают новую жизнь старым зданиям, разрушенным стенам. Есть в Витебске и первые ростки того, что можно назвать исконно белорусским стрит-артом.

Сюрреалистические граффити с улетающими в небо мудрыми старцами, с деревенским домиком, птицами и садом под мышкой, принадлежат кисти молодого уличного художника Максима Самосевича. В качестве вдохновения он использует целый арсенал национальных символов, вплетая в один образ современную пластику уличного рисунка и древнюю символику из ткаческих орнаментов. Пестрит город и бунтарскими стикерами и граффити менее крупного масштаба, содержание которых с властями вряд ли согласовывалось.
Еще одна из задач, которую взяла на себя другая команда витебских молодых художников — это решение проблемы загрязнения окружающей среды. С помощью эстетичных иллюстраций они затрагивают экологическую проблему и безусловно обращают на себя внимание своей стилистикой.

Развитие уличного искусства несомненно разжигает интерес среди туристов, посещающих город. Особенный их наплыв приходится во время летнего музыкального фестиваля » Славянский базар». Гуляя по городу, люди превращают поиски объектов граффити в своеобразный квест. Для архивации и помощи в общем просмотре всех объектов уже ведется создание сайта, посвященного витебскому граффити, существующему и уже давно исчезнувшему. Граффити не всегда остаются понятыми городскими властями, есть и те, которые покрываются слоем черной краски и исчезают с лица города.

Рост граффити в Витебске только набирает обороты. Что может быть через несколько лет на пустых и серых стенах города можно только догадываться. Но очевидно одно. Город значительно преобразился и стал более привлекательным и жизнерадостным за эти годы. Появление граффити в городе сопряжено с тем, что архитектура достаточно холодная и безликая. Человеку свойственно трансформировать пространство вокруг себя – когда тебя окружают бетонные стены спальных районов, неудивительно, что на них появляются разноцветные рисунки. Так граффити точечно меняет город.

Текст и фото: Ольга Руммо

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56