В одесском музее покажут «Анатомию» известной украинской художницы

В Одесском художественном музее 28 апреля откроется выставка «Анатомия» известной современной украинской художницы Влады Ралко. Впервые с 2012 года в Одессе увидят лучшие работы эпатажной художницы, созданные за последние 15 лет. Основная тема творчества Влады Ралко — препарирования действительности, разрушение правил, устройства, устойчивых форм, подчеркивают в музее.

Выставка сопровождается текстом художницы: «Когда-то мне пришлась по душе история, ее вспоминал Бодрийяр в «Символическом обмене и смерти». Там мясник рассказывал о своем ноже, лезвие которого всегда умело попадало в пустоты между комками суставов. Таким образом, мясник рассекал тело мертвого животного с легкостью, и его нож не надо было дополнительно точить, потому что он не натыкался на твердые кости.

Нечто подобное происходило во время изучения пластической анатомии в художественной школе — нам было предложено «решить» тело и таким образом разоткровенничать его, раздеть, словно святого Варфоломея.

Целый человек, покрытый гладкой кожей, слишком похож на Бога, слишком знаком, слишком красив, слишком неприкосновенен. Скелет, а также красные мышцы и блестящие внутренние органы означают смерть, когда они открыты, поэтому стыдливо прячутся под кожей, как под одеждой. Однако все эти сокровища внутреннего строения человеческого тела в нашей школе были лишены всего, что намекало на тайну. Мы считали и запоминали кости и мышцы, чистенькие и опрятные, так как планировали составлять из них общий механизм с «пламенным мотором» внутри. Наше изучение пластической анатомии было тщательно отделено от реальной жизни, поэтому нас не пугали «внутренности». Мы рисовали строение человеческого тела согласно реалистичной норме — нормальное не должно пугать.

Однажды я тайно взяла кости человеческой ноги домой, потому что не успевала нарисовать его в школе. Я везла его завернутым в рулон бумаги, на котором собиралась рисовать. Неожиданно поезд метро затормозил, и то, что когда-то было человеческой ногой, выпало из рулона на пол вагона. Люди, стоявшие рядом, отшатнулись в ужасе. Мне же этот фрагмент человеческого скелета не казался страшным — он был обычным объектом, скучной натурой.

Система преподавания пластической анатомии в академической художественном образовании, конечно же, избегает этого вполне естественного стремления к посвящению внутреннего строения человека. Черно-белые фотографии голых людей с пособия по анатомии Баммеса, по которому мы учились, были также отстранены и будто лишены пола. В художественной школе перед нами еще не начала разверзаться пропасть между открыванием тайных и страшных внутренних конструкций, которые управляют жизнью и смертью, и обычным изучением этих конструкций с помощью анатомических моделей, на которых человек имел вид выпотрошенного объекта, как телячья туша на рынке. Тогда человеческое тело было для нас лишь отстраненным объектом для изучения, в котором сложная конструкция из костей и мышц определяла исключительно его прекрасные пластические возможности. Для тайн не осталось места ни на поверхности, ни внутри тела.

Сейчас, заново выполняя свою задачу по пластической анатомии, я нарисовала семь анатомических таблиц, но применила к изображениям корректировки в соответствии с запутанной и противоречивой совокупностью собственных и общественных опытов и знаний о жизни и смерти, стыде, травме, болезни, любви, секса, войне. Академическое рисование, которому нас учили, было умышленно лишено какого-либо влияния подобных опытов. Анатомически правильно нарисованное тело быть отделено от жизни, потому что была угроза, что жизненные воздействия могут его трансформировать, исказить или просто как-то изменить. Тело же должно подчиняться определенным правилам, то есть быть правильным, образцовым, потому что это было божественное тело советского человека, унаследованное от античного героя и героя эпохи Возрождения. Мы учились рисовать тело, чьи пропорции и возможные их вариации были утверждены регламентом, худсоветом. Таким образом, этот регламент мешал почувствовать связь между дисциплиной, которую мы изучали, и тайной, к которой имели возможность прикоснуться.

Итак, я нарисовала героев анатомических таблиц, которые поражены тайнами своего строения».

Украинское арт-издательство подготовило альбом с работами Влады Ралко из серии «Анатомия». Так, на картинах изображены люди с частично  расчлененными телами: в  частности,  с обнаженными внутренними органами, без головы.

Влада Ралко — украинская художница, участница авторитетных международных и национальных выставок современного искусства. В 2001 получила премию Всеукраинского триеналле живописи.

Родилась в 1969 году в Киеве. В 1987 году закончила Республиканскую художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко, в 1994-м — Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (мастерская профессора Виктора Шаталина). Среди украинских художников Влада Ралко — в числе лидеров: эксперты высоко ценят ее экспрессивность, умелую работу с цветом и причисляют к наиболее значимым украинским мастерам.

Открытие состоится 28 апреля в 17:00. Выставка продлится до 23 мая.

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56