Параджанов — фильм о режиссере и художнике, который жил против всех
В рамках Одесского кинофестиваля показали один из самых ожидаемых фильмов конкурсной программы — «Параджанов». В картине, снятой совместно Украиной Францией, Арменией и Грузией, один из самых гениальных режиссеров — провокатор и борец, он борется за свое призвание, за свою работу и жизнь. Зритель увидел, как Параджанов снимает «Тени забытых предков», «Саят-Нова» и «Легенду о Сурамской крепости», как гниет в тюрьме, а потом в ссылке (после выхода из тюрьмы Параджанову запретили жить в Украине) в Тбилиси.
«Мы хотели снять не документальное кино, а фильм о режиссере и художнике, который живет против всех, — рассказала в ходе пресс-конференции, посвященной фильму, сорежиссер картины Елена Фетисова. — Мы показали творческого человека, который живет в своем собственном вихре событий».
«Советский Союз уничтожал личность, но эту он уничтожить не смог», — добавил присутствующий на пресс-конференции Роман Балаян, которому, к слову, предлагали стать режиссером картины, но он отказался, сославшись на то, что слишком хорошо знал Сергея Параджанова.
Помимо Елены Фетисовой ленту журналистам представлял второй режиссер и прекраснейший актер Серж Аведикян. Нужно отметить, французский актер и кинорежиссер армянского происхождения, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за лучшую короткометражку, в роли Параджанова бесподобен. Он настолько вжился в роль, что порой казалось, будто бы это сам Сергей Параджанов. В ходе пресс-конференции Серж отмечал, что фильм и его роль «передает внутренний мир человека, который нашел свой язык в кино».
«Армянин, рожденный в Грузии, обвиненный россиянами в украинском национализме», — именно таков Сергей Параджанов в картине Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. В жизни Параджанов сидел по статье 122 УК Украинской ССР — гомосексуализм.
«В такой великой стране как Советский Союз каждый в праве сам распоряжаться своей задницей», — примерно так выразился герой картины «Параджанов», очередной раз, эпатируя общество.
Авторы картины использовали в своей работе принцип коллажности, ведь Параджанов был не только гениальным режиссером, а художником — после него осталось большое количество рисунков и коллажей. Так, в одном из кадров Сергей появляется в зрачке Леонида Ильича Брежнева. Интересно, что ближе к середине фильма коллажи исчезают.
«Коллаж продолжает драматургию, как пример, картина с арфой или дуэль», — пояснили сорежиссеры ленты. Коллажи исчезают после периода тюремного заключения Параджанова. Таким образом, Елена и Серж подчеркнули то, что после 1977 года (год выходы из тюрьмы) Параджанову уже не давали работать.
В ходе пресс-конференции авторы картины поделились планами на будущее. Так, Серж и Елена намерены показать фильм в Европе — Франции и Германии.
«К сожалению, для фильма не нашлось места на Каннском кинофестивале, — с грустью отметил Серж Аведикян. — Как мне пояснили, фильм не поехал в Канны с позиции жанра и производства».
В Украине же картину «Параджанов» будет прокатывать «Артхаус Трафик». Под конец, отметим, что на ОМКФ фильм поборется в двух номинация: «Украинская национальная кинопремия. Полный метр» и «Международная конкурсная программа».