Жан-Филипп Тессе: «Украинское кино — вопрос времени и упорства»

Жан-Филипп Тессе

Эмоциональное лицо, мягкие белокурые локоны, застенчивая улыбка и ощущение, что перед тобой ребенок, который ступил на тропу суровых суждений о мире кино, в котором надо перестать обращать внимание на злорадство режиссеров. Мы встретились с французским кинокритиком, заместителем главного редактора Cahiers du Cinema, актером и членом жюри ОМКФ 2014 Жан-Филиппом Тессе, чтобы поговорить о перспективах украинского кинематографа, узнать, как повлиял актерский опыт на его работу, понять, почему важно прислушиваться к себе и научиться ощущать суть фразы «не только мы смотрим фильм, но и фильм смотрит нас», а также записать какие шаги стоит предпринять на пути становления кинокритиком.

 

Перспектива украинского кинопроизводства, что вы знаете об украинском кино?

У меня, к сожалению, нет целостной картины украинского кино, образы в голове не всплывают при мысли об украинском кинематографе, но я знаю много украинских режиссеров, в том числе Киру Муратову, Сергея Лозницу и Владимира Тихого. Так же я знаю некоторые фильмы, которые имеют успех, из последних это фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого, который получил главный приз Каннской недели критиков. Я уверен, что есть некая тенденция развития украинского кино, как и в большинстве стран этого региона Европы. Это вопрос времени и упорства в работе. Не могу сказать, что об украинском кино сейчас много говорят, но все же говорят, в особенности после Каннского кинофестиваля. И, я надеюсь, что эта тенденция будет продолжаться.

 

Какими словами вы бы охарактеризовали состояние европейского кино?

Это очень относительное понятие «европейское кино», непонятно о каких критериях здесь можно говорить, если сравнивать кино Италии, Франции или Испании, все они достаточно разные. И говорить о европейском кинематографе в целом очень сложно. Каждая страна по своему рассказывает свою историю и преподносит ее в особенном настроении.

 

Что для вас, как кинокритика, привнесла актерская работа?

Не так много, как может показаться на первый взгляд. Потому что я уже был кинокритиком, когда играл в фильмах, достаточно много времени писал. И я не могу сказать, что очень хотел или ждал, когда мне предложат роль в кино. Это получилось совершенно случайно: мне предложили сняться, я дал согласие, было интересно посмотреть как все устроено на съемочной площадке. С одной стороны, я не могу сказать, что этот актерский опыт привнес в мою жизнь полезный опыт как для кинокритика, хотя, с другой стороны, я начал больше чувствовать съемочный процесс, понимать специфику работы режиссера, его задачи, ощутил магию во время съемок, которую так важно донести до зрителя. И во время своей актерской игры были моменты, когда я понял, что быть актером и представлять работу актера – совершенно разные вещи. Это достаточно сложный труд стоять перед камерой, когда тебе дают текст, и тебе даже не нужно над ним раздумывать, а необходимо начинать входить в образ, произносить слова, жестикулировать. Во время съемок я осознавал, что сейчас происходит процесс, рождается нечто новое, и это особое время, чтобы начать фиксировать свои чувства, когда на тебя направлена камера. Помимо этого стоит учитывать отсутствие естественности в происходящем процессе, что так же оставляет своей отпечаток на понимании создания кино.

 

Какой комментарий относительно вашей работы как кинокритика запомнился лучше всего?

Я не могу вспомнить какую-то четкую фразу, но я понял, что критиком быть небезопасно, многим не нравится то, что ты пишешь и говоришь, они могут тебя обижать, говорить неприятные вещи. Я уже много лет работаю в этой сфере, и если слышу отрицательные комментарии в свой адрес, реагирую спокойно, демонстрирую холодную вежливость, разворачиваюсь и иду дальше. Я знаю свой долг в работе, и люди, которые не умеют спокойно воспринимать критику, в очередной раз доказывают, что стоит воспитывать в себе понимание специфики чужой работы.

 

Что вы считаете самым ценным из того, что дает кино?

На своем мастер-классе на Одесском кинофестивале я упоминал, что один из великих французов однажды сказал отличную вещь: «Не только мы смотрим фильм, но и фильм смотрит нас». Это образовательный момент, ощущение своих внутренних вопросов и поиск на них ответов, присутствие фильма конкретно в твоей жизни и присутствия тебя в фильме, взаимодополняющая связь. Или как сказал Оскар Уайльд: «Искусство —зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Может случиться, что, выражая суждение об увиденном, мы лишь транслируем свое собственное богатство или свою нищету. И потому увиденное имеет отдаленное отношение к объективным картинам мира. Никто не может сказать, что фильм значит именно это, а не что-то другое. Поэтому все смыслы, которые проявляются сверх представленного – это лишь счастливое приобретение. Главная цель — предложить человеку думать, видеть и понимать.

 

Идеальный фильм для вас он какой?

Короткометражный фильм Клода Шаброля «Париж глазами шести…» 1965 года. Этот фильм состоит из шести новелл разных режиссеров, каждая из которых посвящена определенному кварталу Парижа и считается одной из наиболее представительных лент Новой волны. Это кино идеально для меня, потому что оно не только говорит о себе как самостоятельный продукт, но при его просмотре я нахожу в себе отклик, новые ощущения, некий процесс синхронизации с создателем фильма.

 

Каким представляете себе мир без кино?

Я могу представить мир без кино, но я не могу представить мир без литературы.

 

Какие фильм вы посоветуете смотреть, чтобы войти в роль работы кинокритиком?

Самое первое, на что стоит обратить внимание, это фильмы Хичкока, а также работы режиссера Жана Душе (он также является кинокритиком «Cahiers du Cinéma», историком, сценаристом и актером, в частности написал несколько книг о кино, – прим.ред.). В книге «Хичкок», которую он написал в 1967 году, Душе анализировал кофе с молоком в работах Хичкока, и он доказал, что это какой-то особенный метафизический момент, основанный на сверхчувствительном понимании природы создателя, и на который стоит обратить особое внимание. Поэтому эта книга и работы режиссера Хичкока являются взаимодополняющими факторами, которые помогут вам на пути становления кинокритиком.

 

Чем бы вы занимались, если бы не встретились сегодня с нами?

Я бы ходил по городу, курил сигарету или читал бы книгу на какой-нибудь удобной террасе.

Текст: Анастасия Василишина и Павел Щур
Фото: Карине Полянская

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56