Классический концерт на Потемкинской лестнице собрал 12 тысяч зрителей (фото)
Слушать классическую музыку — это, без сомнения, один из самых экстравагантных способов тратить деньги, но только не в этом случае. Ведь самый масштабный концерт фестиваля Odessa Classics — Open air на Потемкинской лестнице, вот уже пятый год подряд проходит совершенно бесплатно. Гигантская сцена, звезды мирового масштаба, осветители, звукооператоры, лицензированные фотографы, представителей прессы и службы безопасности – для покрытия всех статей расходов были привлечены спонсоры и меценаты.
Алексей Ботвинов признается, что иностранные коллеги не понимают, как такого уровня концерт может быть бесплатным. Но есть имидж и философия фестиваля, поэтому организаторы делают все, чтобы классическая музыка была доступней для большего числа слушателей. В этом году их собралось 12 тысяч на ступеньках лестницы и склонах!
Радостное предвкушение музыки — на сцене появляется уже знакомый и безупречный Камерный Цюрихский оркестр. Звучит Григ, сюита «Из времен Хольберта», стилизация старинной сюиты из музыки Баха и Генделя. Оркестровая версия сюиты «Из времен Хольберга» впервые прозвучала в марте 1885 г., дирижировал сам Эдвард Григ.
Константин Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками» представлял Грига так: «Он играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба. Каждый слушал по – своему». Этих слушателей Григ ценил куда больше, чем нарядных и вежливых посетителей. Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем — этой истине следовал Григ всю свою творческую жизнь.
Оркестр продемонстрировал, что способен к идеальному звучанию без физического присутствия дирижера на сцене. Но это совсем не означает, что он не нуждается в руководителе. Как говорит сам Хоуп: «У меня нет желания быть укротителем зверей». Поэтому главным оружием, для него — это прежде всего любовь к музыке, умение вдохновлять и мотивировать, но также и психологические знания, такт, сила убеждения, юмор и огромная выдержка.
Дэниэл Хоуп, один из главных популяризаторов классической музыки в наше время, в своей книге «Когда можно аплодировать», говорит о том, что:
«Если не удастся сохранить интерес к классической музыке у публики завтрашнего дня, концертная деятельность в том виде, в каком она существует сегодня, и впрямь может умереть. Два часа сидеть неподвижно и благоговейно слушать программу, составленную по определенным — одним и тем же — правилам, для молодых людей — занятие малопривлекательное. Они требуют новых форм и не хотят, чтобы их без всякой пользы держали на дистанции с помощью устаревших ритуалов и элитарного жеманства».
В подтверждении его слов, мы наблюдали за совершенно новым явлением, таким как живой оркестр. Во время его исполнения, невольно вспомнилась картина Анри Матисса «Музыка и Танец», где изображены люди, объединенные общим действием, которое их не отягощает, а напротив, совместное действие их обогащает, делает их красивыми и возвышенными, ибо эта работа, доставляет им удовольствие.
Вскоре на сцене появился сам Дэниэл, самый восхитительный британский исполнитель на струнных, исполнив Вивальди из цикла «Времена года», «Лето» и «Зима».
Яркая манера игры и исключительная креативность в исполнении, при этом не лишенная чувства юмора, где страстные и волнующие пассажи побуждают чувства, а расставленные акценты попадают в самое сердце.
Концерт сопровождала видеоинсталляция — «Визуальная реальность музыки» от VJ-Videomatics. На большой экран транслировались, очень точно подобраны видеосюжеты, не лишенные чувства юмора, а также позволяющие понять замысел произведения.
Далее на сцену вышла пианистка Плешакова Мария-Луиза, лауреат конкурса юных пианистов им. Серафимы Могилевской. Она исполнила Менуэт украинского композитора Косенко и Этюд Шопена. Мария признается, что возможность выступить с такими великими музыкантами – лучший для нее подарок, и одно из самых волнительных событий в жизни.
Алексей Ботвинов этим вечером умело совмещал две основные функции своего предназначения. Представить сложно, в каком ритме сейчас находится президент фестиваля. Думаю, что артисты, которые приезжают к нам, высоко ценят гостеприимство Алексея. Также высоко, мы смогли оценить игру пианиста. Алексей исполнил три Прелюдии и Элегию Рахманинова. На время исполнения Алексея оркестр превратился во вдумчивого слушателя. Погруженные в игру Алексея, их выражения лиц оттеняли чувства, вызванные столь чувственным и страстным исполнением, глубиной акцентов и мягкостью пассажей.
Трагизм рахманиновской музыки было принято связывать с судьбой эмигранта. Сам автор давал к этому вполне определенные поводы: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Об этом Алексей знает не понаслышке. Когда-то, и он сам не смог жить вдали от родного города, во время работы в Швейцарии, Алексей затосковал. Но в отличие от Сергея, у Алексея была возможность вернуться, и сейчас он прикладывает все свои усилия, чтобы в нашем городе и нашей стране желание покидать родину возникало как можно реже.
Когда-то, в одном интервью, Алексей Ботвинов признался, что не любит джаз. В это очень сложно поверить, особенно, если учесть, что вся программа фестиваля носит такой насыщенный джазовый характер. И этот вечер не стал исключением. Вместе с Даниэлем Хоупом и Цюрихским оркестром, они исполнили Дж. Гершвина «Fascinating rythm», «Summertime», в собственной транскрипции Даниэля.
По традиции Хоуп исполнил на Бис, «Salut d’amour», который судя по частоте звучания во время приезда в наш город, стал для Даниэля девизом.
Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко