Откровения одесской балерины
6 часов вечера. Позади насыщенный рабочий день, а впереди – несколько замечательных часов общения. Меня угощают пастой с сыром и чаем с медом. В уютной кухне тепло, в вазах расставлены букеты роз, а в комнате ждут своего времени черная и белая пачки – для партии Одетты-Одилии. Сегодня я в гостях у артистки балета Одесского Национального академического театра оперы и балета Эллины Походных.
Глядя на Лину, понимаешь, что она и балет – вещи неотделимые друг от друга. Балет — искусство одухотворенной пластики, мысли, воплощенной в движении, жизни, показанной средствами хореографии. А Эллина – воплощение романтичности, воздушности, нежности, грации. И одновременно за всей этой легкостью скрывается тяжелый каждодневный труд, оттачивание движений, закаливание характера, воспитание выдержки…
Почему именно балет?
Порой так складывается, что наши детские мечты и увлечения постепенно перерастают в нечто большее, становясь неотъемлемой частью нашей жизни, подчас – всей нашей жизнью.
В 3 года балет вошел в жизнь Лины «Лебединым озером» с Майей Плисецкой, после чего девочка уверенно сказала: вырасту – стану балериной! Так и получилось…
Эллина окончила факультет классической хореографии Одесского государственного училища искусств и культуры им. Константина Данькевича в 2009 году, поступила в Киевский Национальный университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого на специальность «Режиссура классического балета».
Эллина, в одном из интервью ты говорила, что для тебя балет – это твоя жизнь. Балет действительно занимает такое значимое место?
Я рада, что моя профессия помогает мне бесконечно совершенствоваться. Ежедневно покидая театр после трудового дня, со мной остаются мысли о прошедшей репетиции, или о пережитом на сцене, это постоянная напряженная работа как физически, так и психологически, эмоционально, интеллектуально. Это трудно, но очень интересно.
Быть артистом балета – это ежедневный труд с детства, кроме того, что нужно обладать природными физическими данными, музыкальностью и артистизмом, нужно быть трудолюбивым и выносливым. Где нет труда и упорства – не будет и результата. Балет – прекрасное и одновременно строгое и беспощадное искусство: либо ты много трудишься с полной отдачей, либо никогда не достигнешь каких-то значимых результатов.
Результаты и достижения Лины впечатляют:
Лауреат ІІІ премии Международного юношеского конкурса классической хореографии «Галицька Терпсихора» (Львов, 2006 год),
ІІІ премии Международного конкурса им. Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, 2006 год),
ІІ премии фестиваля хореографического мастерства «Танець без кордонів – 2007» (Киев), дипломант Международного балетного конкурса «Варна – 2008». В ее репертуаре – партии Жизели («Жизель» Адольфа Адана), Пахиты («Пахита» Людвига Минкуса), Гамзатти («Баядерка» Людвига Минкуса), принцессы Авроры и Феи Сирени («Спящая красавица» Петра Чайковского) и многие другие.
Как обычно выглядит выходной день балерины? Остаешься отдыхать дома или предпочитаешь активный отдых?
Выходной день у артистов балета один раз в неделю, поэтому у меня всегда много планов, как его провести. Если на предстоящей неделе есть трудные спектакли, то предпочитаю пассивный отдых,стараюсь свой выходной провести дома.
Есть ли у балерин отпуск? Насколько я знаю, летом театр на каникулах.
Да, в нашем театре отпуск около месяца, каждый год выпадают разные числа, но чаще всего это июль-август.
Выступления, сцена…после балета чувствуешь себя вымотанной или же чувствуешь отдачу зрителей?
Чувствую и то, и другое, особенно если танцую главную партию.
А как ты отдыхаешь и восстанавливаешься после выступлений? Получается ли хорошо отдохнуть и выспаться? Или когда как?
Все зависит от последующего репертуарного расписания. Если есть возможность отдохнуть один денек после спектакля, в котором я исполняю главную партию, то я себе не отказываю в таком удовольствии, хотя стараюсь балетный урок никогда не пропускать.
Балет балетом, но кроме того, что ты талантливая балерина, ты еще и красивая девушка. Как получается так хорошо выглядеть, несмотря на постоянные тренировки и нагрузки?
Юность и отсутствие вредных привычек.
Как известно, грим – обязательный предмет в хореографическом училище. В театре Эллина делает грим сама, а вот прически делает парикмахер. Лично меня всегда восхищали балетные прически – аккуратные, сдержанные и безумно элегантные!
Тренировки и выступления наверняка занимают много времени и отнимают силы. Остается ли время на увлечения? Есть ли у тебя какое-то хобби?
Люблю читать, уделить внимание этому занятию иногда удаётся и между репетициями, но конечно перед важными спектаклями я стараюсь разгрузить себя эмоционально и морально, поэтому чтение приходится откладывать. Очень люблю пешие прогулки к морю. Благодаря тому, что мой выходной день понедельник, там всегда мало людей и мне это очень нравится. Люблю посещать драматические театры и Филармонию, к сожалению это получается редко, так как спектакли в Оперном часто совпадают с интересными событиями в других театрах. Я получаю большое удовольствие наблюдая за творческими поисками и достижениями других людей.
Я знаю, ты гастролировала в США, Канаде, Португалии… Какая страна запомнилась больше всего?
Каждый гастрольный тур по-своему хорош. Поэтому трудно сказать, какая именно страна больше запомнилась или понравилась, в памяти всегда остается все самое лучшее.
А как прошли последние гастроли в Испании?
Гастроли были в октябре. Могу сказать, что они были физически тяжелые; это были первые гастроли, где я танцевала главную партию. Совершенно другие ощущения: одно дело готовиться дома, где строишь планы, постепенно себя готовишь… другое дело когда танцуешь каждый день, абсолютно разные партии, и нужно уметь себя собрать, не обращать внимание на усталость, станцевать хорошо… эти гастроли – большая школа.
Той же осенью состоялась премьера балета «Жизель», где ты исполнила главную партию. Как долго ты шла к этой роли? Каковы твои ощущения и эмоции после «Жизели»?
Станцевать главную партию в балете «Жизель» мне хотелось давно. Готовила я эту партию в очень короткие сроки – 3 недели, так как близился конец сезона, и дебютировать хотелось в лучшей форме. Это был большой риск – этот спектакль труден не только технически, но и драматически. На мой взгляд, в этой партии можно совершенствоваться бесконечно, так как она, как никакая другая дает балерине возможность открыть зрителям глубину души, через переживания в первом акте и перевоплощение в неземное создание главной героини во втором акте. В этом балете великолепная музыка А. Адана, которая подсказывает внутреннюю наполненность каждого движения. Безусловно — ощущение после спектакля одновременно полной опустошенности и счастья!
Твоя последняя главная партия – Одетта-Одилия (Эллина дебютировала в «Лебедином озере» в этой партии 30 марта 2014 года). Как долго шла подготовка к спектаклю?
Подготовка шла в довольно сжатые сроки, 1,5 месяца.
Трудно скорее не физически, а эмоционально – прочувствовать образ, примерить его на себя; каждая роль, партия часто мне представляется в виде гаммы ноток, и нужно достать именно ту нотку, чтобы почувствовать себя в этом образе, уловить его, раскрыть.
Самая любимая постановка?
Каждая постановка любима по своему, сложно назвать какую-то одну. Но например Жизель – это очень родной образ, в котором мне комфортно.
Твоя любимая Балерина?
Я бы назвала Ульяну Лопаткину. Лопаткина – не просто талантливая балерина, но и глубокий и умный человек, когда она выходит на сцену — видно какой она многогранный человек, чуткий. На данный момент она является моим ориентиром.
Твои самые яркие впечатления? Из детства, театра..
Когда мне было 6 лет, проходил Штраус-бал, до этого я занималась всего 1 месяц у Cветланы Антиповой, пришла на репетицию бала — и через месяц вышла на сцену в Оперном. Это сейчас сцена уже привычна, а тогда она казалась огромной – непередаваемые чувства!
Расскажи про какие-то смешные моменты в работе артиста балета.
Самые забавные вещи случаются во время так называемых «зеленых концертов» (последний концерт во время гастролей). На этих «зеленых» концертах артисты могут что-то изменить – грим, прическу… Например, когда ребята ездили во Францию, во время «Жизели» девочки разрисовали себе лица под мертвецов, выбелили лица…. В общем, было весело.
Такие «зеленые» спектакли – традиция среди балетных трупп, хотя концертмейстер конечно просит вести себя в рамках приличий.
Чего не хватает современному балету?
Сегодня в современном балете происходит борьба формы и содержания, а должно быть равновесие. Да, возможно первые пару минут восхищаешься красивой формой, но потом не остается воспоминаний, если нет души и наполненности. Балет — это не гимнастика, сюда приходишь не восхищаться телом, а хочешь получить наслаждение души.
Впереди больше выступает форма, чем содержание. Не хватает чего-то того, что будет жить долго, как классика… возможно, современному искусству свойственна сиюминутность? А возможно, это просто определенный период в балетном искусстве, поиск чего-то нового, нового содержания для новой формы.
Что на твой взгляд важнее всего в профессии артиста балета?
Важно от спектакля к спектаклю расти, постоянно! Только тогда будет прогресс, мастерство, профессионализм… нужно выкладываться на все 200%, играть, жить, переживать эмоции. В противном случае балетом не стоит заниматься вообще.
P.S. От Эллины я ухожу домой какой-то вдохновленной и воодушевленной, наполненной приятными впечатлениями. Несколько часов чаепития и диалогов пролетели совершенно незаметно. Эллина – удивительно позитивный человек, и истинный мастер своего дела, для которого балет – это не все, но все без балета – ничто. Пожелаем этой замечательной артистке всяческих успехов и новых блестящих партий!
Наталия Власенко
Фото: Кирилл Стоянов