В Одессе показали скандальный спектакль «Обиженные. Россия»
В день открытия театрального праздника «МОЛОКО», организаторы представили спектакль «Обиженные.Россия» по пьесе Андрея Курейчика (Белорусь) одного из самых популярных и востребованных драматургов и киносценаристов на постсоветском пространстве. И, если вы спросите, у кого самый высокий гонорар за сценарий – это будет Андрей Курейчик, так говорит Михаил Журавель.
Спектакль представили в исполнении Херсонского театра им. Кулиша, режиссер–постановщик Сергей Павлюк, уже знакомый одесскому зрителю, по спектаклю «Лісова пісня» в Театре юного зрителя.
Пьеса «Обиженные. Россия» стала началом трилогии, среди которых «Обиженные. Украина» и «Обиженные. Беларусь». Пьеса состоит из семи монологов разных групп людей современной России и оккупированного Донбасса. Автор назвал этих людей прилагательно: Православный, Либеральный, Главный, Далекая, Нетрадиционный, Районный, Кавказская. Остросоциальная психологическая история о маленьких людях, которые становятся заложниками и жертвами больших геополитических событий и политической пропаганды.
В основе сюжета лежат реальные события: поджог кинотеатра во время демонстрации фильма «Матильда», случайные убийства мирного населения на Донбассе, которые российская сторона квалифицирует как теракт, отправка наемников на Донбасс, даже скандальный арест режиссера Серебрянникова — все это глазами персонажей из разного среза общества.
Порассуждать на тему «Кто виноват?» — это мы можем, особенно когда во всем можно винить, например Америку; и в повышении цен, и в нетрадиционной ориентации, и даже в войне с «братским» народом.
Ну вот «Что делать?» — это уже дальше разговоров на кухне, или как предложил режиссер постановщик, в туалетах не доходит. На сцене семь деревянных туалетных кабинок, напоминающие дворовой сортир в деревне. В каждой из них, висят всем знакомые портреты отождествляющие электорат данного персонажа. Православная читает свой монолог на фоне патриарха Кирилла. То, о чем она говорила, мне доводилось слышать ранее от таких же верующих, как и она: «Наша церковь – православная церковь. Она — Мать. Что уж тут добавить? Не было бы нашей церкви, ничего бы не было. Страны бы не было, народа бы не было, русского человека бы не было». Церковь – мощный инструмент влияния, ну а Бог – может стать тотальным контролем над мировоззрением.
Так очень яркий и убедительный образ, воплотила персонаж Кавказская — чеченская мать боевиков, свято верившая в Аллаха. Свой монолог, она читает возле портрета Кадырову.
А вот образ у Главного, воплотился в персонаже внешне напоминающую Ксению Собчак, при этом разговаривает она манерой и голосом Владимира Путина, который постоянно повторяет: «В России жить стало лучше!».
Либерал, невзирая на национальность, считает себя гражданином Российской федерации, целиком и полностью ей предан, но только на словах. На деле же пока не готов. В его кабинке висит портрет Навального.
Нетрадиционный — персонаж самый безобидный. Он страдает, что вокруг так мало красоты, а ведь он в ней так разбирается: «я очень чувствую, когда красиво. Гармонично. Когда танцуют красиво. Когда одеваются красиво. Живут – красиво. Когда люди – красивые… Мы живем в мире уродов. В уродливых городах. Это меня убивает сильнее всего. Всё серое. Кособокое. Угловатое. Одинаковое. Адский совок. Я совершенно не злой человек. Я просто так жалею, что никто не понимает… Уродливое вокруг, оно порождает уродливое в голове».
Яркий и непревзойденный персонаж у Гопника. Он единственный употребляющий ненормативную лексику, но ему удалось избежать пошлости и быть смешным. Правда, смешного мало в его сущности. Он сетует на судьбу, повышение цен, а сам за деньги готов мать продать.
Пожалуй, самый драматический образ у Далекой. Молодая девушка осталось без своих подруг в большом городе в оккупированном Донбассе. Делать нечего, гулять страшно, вот она и пропадает целыми днями на сайтах знакомств — это единственная связь с миром и надежда встретить мужчину, который заберет ее куда-нибудь, ну хоть бы в Россию. Но по дороге девушка попадает под обстрел и гибнет.
Все семь монологов – исповедей оставляют беспросветное ощущение от действительности. Что же все-таки не дает нашему обществу быть лучше, цивилизованнее, толерантнее. По мнению драматурга, причиной всему обиды, которые накопились в обществе на протяжении многих веков. А вот разобраться в причине этих обид, понять их природу, их боль и претензии, автор предлагает вместе. Ведь понимание этих обид и есть ключ к пониманию того, куда все движется.
Сейчас пьесу «Обиженные. Россия» в России увидеть невозможно, на вопрос, есть ли шанс показать следующую пьесу из цикла «Обиженные. Украина», Андрей Курейчик ответил:
«Думаю нет. Потому что честный взгляд — он болезненный в любом случае. Это в большей степени обсуждение проблемы, состояние общества, его расслоение и разделение на внутренние конфликты, которые в итоге разжигают большие конфликты»
Пьеса «Обиженные. Украина» уже готова. Автор ее закончил сразу после выборов.
А зрителей ждут еще три спектакля в рамках фестиваля.
Олеся Баглюкова
Фото: Николай Вдовенко