В одесском музее покажут документальное кино о художнике Олеге Соколове
15 июля в 18:00 Одесский музей западного и восточного искусства покажет премьеру документального фильма «Олег Соколов — человек Возрождения», снятого к 100-летию выдающегося художника.
Олег Соколов является знаковой фигурой как в истории самого музея, где мастер трудился на протяжении многих лет, так и для всего художественного процесса Одессы. Его работы хранятся сегодня во многих частных и музейных коллекциях. О его творчестве и жизни в наши дни упоминают, характеризуя то или иное явление в социокультурной среде Одессы в 60-80-х годах прошлого века.
Олег Соколова стал предтечей культурного сопротивления соцреалистической доктрине в Одессе. Он родился в Одессе, учился в Одесском художественном училище. После возвращения с войны продолжил обучение во Львовском институте декоративно-прикладного искусства, а затем опять в ОХУ. С 1955 и до конца жизни работал научным сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства.
Именно он создал первую антисталинскую фреску в Одессе. Еще в начале 50-х, до наступления Оттепели О.Соколов пришел к пониманию нелепости соцреализма, как единственного пути развития культуры. Олег Соколов был фигурой общественной. Еще в начале 60-х он явочным порядком создал клуб «Цвет, музыка, слово» им.М.К. Чюрлениса – первое в Одессе общественное объединение, созданное без участия (а точнее, вопреки) Государства. Там обсуждались современные культуроведческие проблемы без политического контекста, но и этого было достаточно, чтобы попасть под определение «не наши взгляды».
Общаться с ним любили, и каждую среду его крошечная квартира (мастерской у него не было — в члены Союза художников, естественно, не приняли) заполнялась друзьями. Кто только ни бывал в этом доме! Коллеги-художники, в основном, его не принимали. Другое дело — философы, ученые, поэты со всего Союза! Философ Авенир Уемов и Булат Окуджава; общественный деятель Витаутас Ландсбергис и известный коллекционер Георгий Костаки. Для них Соколов воплощал актуальную в то время задачу единения «физиков и лириков».
Мировоззрение Соколова, особенно в начале творчества, проявилось в весьма едких графических работах, близких к карикатуре, иногда политической. Больше всего доставалось критикам и администраторам от искусства. Чего стоит его работа «Любитель абстракции», созданная в 1951 году и экспонируемая в зале МСИО. Надо помнить, что создание такого листика вполне «тянуло» на большие проблемы для автора. Он не выходил на площади, не участвовал в других акциях диссидентов (хотя некоторые коллективные протесты подписывал), но вокруг него постоянно существовало поле интеллектуальной и нравственной свободы. Ломая догматы у всех на виду, он боролся за право не скрывать убеждения. Свои произведения он не складывал в стол до лучших времен, а дарил многочисленным друзьям. Художник выражал свой протест творчеством.
Соколова называют первым советским абстракционистом Одессы, но круг его интересов был существенно шире. В 50-х и 60-х значительное место занимал символизм с элементами модерна. Тогда же были созданы прекрасные эротические серии. В дальнейшем элементы стиля модерн художник удачно использовал в абстрактных работах.
15-го июля в Одессе презентуют созданный студией «galleryTVproject» при поддержке руководства ОМЗиВИ и Генерального Консульства Китайской Народной Республики в Одессе. Лента основана на воспоминаниях друзей, коллег и родных Олега Соколова.
По материалам: МСИО