Легендарный режиссер Майк Ли поделился в Одессе секретами создания кино
14-го июля состоялась творческая встреча со специальным гостем 10-го ОМКФ — Майком Ли, известным британским режиссером театра и кино. Приводим цитаты со встречи без изменений.
— Все знают, что я не просто сижу и выдумываю сценарии для своих фильмов. В течение определенного времени я исследую выбранную тему, понемногу приближаюсь к сути и раскрываю сюжет. Я никогда точно не знаю, каким будет результат. Лишь после исследования, обсуждений с командой и репетиций мы начинаем съемки. В общем, я стараюсь делать так, чтобы затронутые в моих картинах проблемы не повторялись .
— Прежде всего я отбираю актеров по характеру. Меня не нравится работать с теми, кто выбрал эту профессию из-за своей нарциссической личности. Я предпочитаю людям, которые на самом деле преданны своему делу, которые могут играть настоящих и простых людей с улицы. Вот, что важно. Также я выбираю умных актеров, ведь не все они таковы. Именно поэтому во время отбора я много общаюсь с ними лично, ставлю в неудобные ситуации и таким образом проверяю .
— На ОМКФ я представил свой новый фильм «Питерлоо». Он о событии 200-ти лет назад в Манчестере. В детстве, по какой-то неизвестной для меня причине, нам никто не рассказывал об этой истории. Это удивительно, ведь оказалось, что о ней говорил весь мир. Я сам оттуда, вырос рядом с Манчестером, поэтому мне было особенно интересно осветить эту тему.
— Наша команда была очень расстроена, что Каннский кинофестиваль отказал с «Питерлоо». У меня нет объяснения, почему так могло произойти. Например, фильм «Вера Дрейк» также получил отказ, но, несмотря на это, на Венецианском кинофестивале мы получили «Золотого льва». Нам также отказали и на Нью-Йоркском кинофестивале. Тогда я пал в отчаяние, ведь это очень хороший фестиваль с разумной аудиторией и полезными дискуссиями. Надеюсь, что «Питерлоо» не слишком скучный. Как по мне, он стимулирует к размышлениям, обогащает зрителя как личность.
— Есть две разновидности фильмов: голливудские и мировое. Мировое кино является более важным. В мире ежесекундно снимают настоящие, чистые фильмы о реальной жизни. Такие картины отражают тот мир, откуда они. Также есть Голливуд. Это индустрия, которая доминирует во всем мире по коммерческим и историческим причинам. Но думать, что Голливуд определяет кино — неправильно. Это просто неправда. Многое чрезвычайное вышло из Голливуда, но он не является примером, на которой весь мир должен ориентироваться.
— Для меня кино должно отражать реальный мир. Нет ни одного шанса снять настоящий и правдивый фильм в Голливуде. Наше сотрудничество неоднократно обсуждали, и я до сих пор получаю предложения. Помню, как мой последний продюсер, которого уже нет среди нас, определенный период ходил на встречи с представителями Голливуда. Однажды он вернулся и сказал: «Слушай, им безразлично, что у тебя нет сценария, или даже идеи фильма, они лишь настаивают на том, чтобы там были американские звезды». И я тогда сказал, что не собираюсь этого делать. Мы просто отказались.
— Brexit произошел во время съемок «Питерлоо «. Вообще, мы регулярно получаем гранты от европейских фондов на съемки фильмов. Поэтому, во-первых, если Великобритания выйдет из ЕС (а она выйдет) мы уже не будем иметь этого финансирования. Во-вторых, это просто трагедия для всех сфер жизни британцев.
— Я посвятил себя независимому кино. Конечно, мне хочется, чтобы люди собирались особыми компаниями, покупали билеты в кинотеатры и вместе смотрели фильмы на большом экране, желательно, без попкорна. Несмотря на это, мы, режиссеры, понимаем, что наши работы могут смотреть и на онлайн-платформах, и на iPhone. Мы иногда шутим по этому поводу, но время идет вперед и надо принять это.
— Единственное, что я бы посоветовал молодым режиссерам — никогда не идите на компромисс. Снимайте фильмы так, как вы это видите. Оставайтесь честными с самим собой. Не идите за ложными намерениями.
На Церемонии открытия юбилейного ОМКФ режиссеру вручили почетную статуэтку «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство. На фестивале он также представляет мини-ретроспективу своих фильмов