Одесский художник нарисовал обнаженных в «неловких положениях»
Камерное пространство творческих инициатив «Артерия» стало гостеприимным домом для дебютной персональной выставки молодого одесского художника Дмитрия Эрлиха. Интригующее название экспозиции «Неловкие положения» оказалось с двойным дном. На картинах запечатлены люди в поистине неловких положениях, но лицезрение самих рисунков — подобно заглядыванию в чужие окна — ставит в неловкое положение и зрителей, вынуждая их пройти тест на зрелость. Работы расположены так близко, что нет возможности самоизолироваться или смягчить их воздействие, выдержав дистанцию. И одним посетителям приходится ханжески отводить взгляд и смущаться, другим — смешками маскировать истинные чувства. Ну а тем, кому удастся принять правила авторской игры и погрузиться в «неловкость», откроются глубинные слои.
Работы Эрлиха — самобытные, смелые, космополитичные. Они цепляют хитросплетениями идей и ассоциаций, фантазийными сценами, взаимопроникновением образов, пространств и времён. Визуальные каламбуры на религиозные темы (картина «Божья матерь»), сюрреалистические трансформации библейских мотивов («Рождение Адама», «Вознесение», «Капельница»), мифологические персонажи в сочетании с hi-tech-атрибутикой («Загрузка»), реминисценции к известным произведениям искусства (греческий «Дискобол» / «Вид спорта?»; портреты Веласкеса / «Инцест инфанты»).
Дмитрий Эрлих позволяет себе изобразительное хулиганство и художественные порно-провокации. Неслучайно в графике активно используется красный цвет — как прелюдия к тому румянцу, что возникает на щеках неподготовленного зрителя. Эпатажные сюжеты сопровождаются не менее вызывающими названиями (чего стоит, к примеру, «Семья по фамилии Вагинеско»), иногда в них используется обесцененная лексика. Многоуровневые смыслы оставляют шлейф, некоторые работы отпечатываются в памяти, и вы по инерции продолжаете размышлять над ними, делая всё новые и новые открытия. С чувством приятной неловкости.
Наталья Ковригина