Александр Ройтбурд: «Вымутили кусок Горсада за три копейки и хотите на этом заработать»

Известный одесский художник Александр Ройтбурд  резко высказался по поводу передачи Летнего театра в частные руки для строительства там торгово-развлекательного комплекса. Ройтбурд обеспокоен отсутствием стратегии в развитии города и строительством хаотически расположенных высотных зданий вдоль моря, а также упадком исторических зданий в центре Одессы. Текст написан в авторской стилистике без использования заглавных букв.

«влияния пост #3.

урбанистика. хоть имя дико, но мне ласкает слух оно.

я начал это писать недели три назад. и забросил. а в субботу 18 ноября в одессе прошли протесты против застройки летнего театра в горсаду. и я понял что надо вернуться к теме.

но сначала немного истории.
одесса была первым большим городом в империи и одним из первых в европе, выстроенных с нуля согласно единому проекту. когда я был в эдинбурге, мне показали «просвещенческий город». на вопрос, почему он просвещенческий, мне ответили, что он состоит из квадратных кварталов и продуман как целостный организм.

франц де волан спроектировал одессу как такой же просвещенческий город-организм с чертами античного полиса. система фурштадтов, подчиненная зонингу (в хорошем смысле этого слова, а не в том шо щяс таится под этим эвфемизмом), шахматная планировка внутри каждого фурштадта, поворот угла застройки на 45º на границе военного и херсонского фурштадтов (ул. преображенская) для лучшей продуваемости города с моря в летнюю жару. широкие по тем временам улицы, в два ряда засаженные деревьями. центральной осью города, местными елисейскими полями был александровский проспект, который соединял два рынка, два центра публичной жизни полиса.

вольный рынок — там продавали в основном еду, такой себе супермаркет под открытым небом, на месте нынешнего старобазарного сквера; и греческий рынок, где было больше лавок колониальных товаров, магазинов тканей, аксессуаров, шляп-тростей-музыкальных инструментов, модных бутиков, а также кофеен и питейных заведений — своего рода шопинг-молл, на месте нынешней греческой площади.

тут и сказочке конец. потому что одесса это одесса.

идея города была перечеркнута одним-единственным «нахалстроем». в 40х годах позапрошлого века приближенный к воронцову чиновник его канцелярии добился разрешения на постройку в центре греческой площади доходного «круглого» дома, в сегодняшней терминологии — офисно-торгового центра с элитным жильем. этот дом отгородил александровский проспект от главной транспортной артерии одессы — дерибасовской. и проспект умер. его почти не коснулся строительный бум рубежа 19 и 20 веков. он остался в основном одно-двухэтажным. рынки в начале и в конце проспекта сместились в соседние кварталы. главными городскими променадами, стали другие улицы, на это не рассчитанные. концепт одессы лишился изначальной логики.

сегодня логика города окончательно вывернута наизнанку. сначала выход одессы к морю заблокировали разросшийся порт и промзона. потом прилегающие к городским пляжам склоны были превращены новыми девелоперами в ылитные но унылые спальные районы. на месте объектов рекреационной инфраструктуры — санаториев, пансионатов и пионерских лагерей — выросли дачи нуворишей и региональных баронов. некогда фешенебельный тихий центр пришел в упадок. в домах где жили нарышкины и потоцкие, фундкулей и воронцов, врубель и костанди, мечников и ляпунов, святослав рихтер, бурлюк, бунин и троцкий, — сегодня живут алкаши, обнищавшие пенсионеры, выходцы из бессарабских сел, переселенцы с донбасса, мигранты из стран ближнего и дальнего востока. интеллигенция в одессе закончилась, буржуазия в клоповниках не селится, туристы сюда не ходят.

тем не менее, именно бывший херсонский фурштадт/центральный район в случае его санации и ревитализации может стать естественным продолжением туристического центра одессы. прежде всего благодаря уровню архитектуры. он здесь не ниже чем на центральных улицах. структура и архитектура 19 века – главный козырь одессы и, как ни странно, залог ее будущего. вспомните, как после войны во львове осталось 10% коренного населения. пустой город заполнили крестьяне из окрестных сел и советские отставники. но уже первое-второе поколение родившихся во львове стали горожанами. их сознание сформировали городская среда и архитектура. без качественной архитектурной среды сознание горожанина не воспроизводится.

именно в этом районе одессы, находящемся в шаговой доступности от центра, в районе где есть университет, театр, музей, и, пардон, рынок, где меньше транспортная нагрузка, меньше пробок и плотно припаркованных машин, — можно реализовывать амбициозные проекты, создавать пешеходные зоны, увеличивать туристическую вместимость города (особенно в межсезонье, когда у моря делать особенно нечего) и создавать сотни и тысячи рабочих мест.

сжавшийся как шагреневая кожа нынешний центр города безнадежно перегружен. продолжать уплотнять его и впихивать в него новые функции с расчетом на коммерческую отдачу — значит добивать город.

расширьте центр.

и открывайте там свои торгово-развлекательные центры. а горсад оставьте в покое. а то ведь еще немного и вместо «пгт одессочка» придется писать «пгт трц»

горсад — это клочок земли, который семья основателя города де-рибаса подарила горожанам. с условием что там не будет застройки. а вы, ребята, вымутили кусок горсада за три копейки и хотите на этом заработать. не надо. не надо попирать волю людей создавших город. нехорошо это — кидать усопших. даже коммунисты этим побрезговали. а вы же типа новая элита. элите не к лицу вести себя как жлобы облицовывающие вагонкой фасадные балконы и пристраивающие пенобетонные халабуды к ампирным домам. я конечно атеист, но это бэд карма. за такие вещи наказывает черт (©).

если не хотите просто вернуть этот участок громаде, договоритесь с подконтрольным вам горсоветом, вам дадут что-то взамен. построите что-то там — тем самым поднимете угасающий район, сделаете город лучше. а вы пока что делаете его хуже. нельзя же настолько не любить одессу.

я не слишком сложно изложил?

#ройтбурдодесса2017″

Добавить комментарий

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56