Самый длинный фильм Одесского кинофестиваля снимали 12 лет
Три часа, которые хотелось продлить
На Одесском кинофестивале состоялась украинская премьера новой картины режиссера Ричарда Линклейтера «Отрочество» («Boyhood»), которая уже успела завоевать зрителя на Берлинском кинофестивале и получить Серебряного Медведя за лучшую режиссерскую работу. На этот раз один из ярчайших представителей поколения американского независимого кино снова показал зрителю историю, которая, как и его трилогия «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью», глубоко запала в душу.
Перед зрителем предстает жизнь мальчишки Мейсона (Эллар Колтрейн) из совершенно обычной американской семьи. На протяжение трех часов мы проживаем отрезок его жизни с 6 до 18 лет, наблюдаем за его детством, отрочеством и юностью, за жизнями других героев, а также за изменениями в американском социуме. Его мать (Патриция Аркетт) делает все для благополучной и счастливой жизни мальчика и его сестры (Лорелей Линклейтер), переживает три развода, но, не опуская рук, двигается дальше, достигает успехов, а главное — воспитывает своих детей хорошими людьми. Отец детей (Итан Хоук) обременен проблемами своей несостоявшейся жизни, но несмотря на это он часто проводит время с детьми, с которыми у них крепкая связь и безграничная любовь.
Наблюдая за творчеством Ричарда Линклейтера и каждый раз с нетерпением ожидая продолжение его цикла «Перед…», приходишь к выводу, что этот режиссер настоящий фанат того, что он делает. Свою знаменитую трилогию он создавал с интервалами в 9 лет между частями, а над «Отрочеством» Линклейтер работал 12 лет. Начиная с 2002 года режиссер все время снимал четырех главных героев своего проекта. В одном из интервью он признался, что всегда хотел рассказать историю отношений отцов и детей на примере мальчика и его взросления. Однако проблема, по его словам, была в том, что дети молниеносно взрослеют, из-за чего невозможно рассказать такую масштабную историю. Поэтому Линклейтер решил нанять актеров сразу на 12 лет и каждый год снимать эпизоды из жизни своих героев. В результате снова получилась картина, пропитанная абсолютной естественностью и натуралистичностью, после просмотра которой, как и после «Перед…», начинаешь верить в то, что герои где-то себе существуют и живут.
«Отрочество» относится к категории тех фильмов, сюжет которого пересказывать совершенно бессмысленно. Каждый зритель самостоятельно должен вместе с героями пережить трансформацию их жизней. Смотря на Мейсона подростка, вспоминаешь, как им он был в детстве. Чувствуется, как изменились его характер, голос и черты лица. Те же самые эмоции испытываешь, глядя на его сестру. Родители тоже меняются — длинные волосы матери сменяются каре, появляются морщинки, а отец из патлатого сорвиголовы превращается в примерного семьянина с усами.
В киноленте звучит много замечательных саундтреков, которые усиливают атмосферу и эмоциональность фильма. Так, под «Yellow» Coldplay мы мечтаем с малышом Мейсоном на зеленой лужайке, а под «Hero» Family Of The Year уже с ним повзрослевшим переживаем, немного грустим и бежим навстречу будущему.
У Ричарда Линклейтера снова получилось создать совершенно проницательный и светлый фильм без грязи, пошлости и зла, отличающийся именно этим от других фильмах о взрослении. Он — уникальный режиссер, который никогда не подводит, который в последствии становится хорошим добрым другом, встречи с которым ждешь каждый раз, как видишь анонс его новой работы. Фильм «Отрочество» важен тем, что он пропагандирует самые важные человеческие ценности — семью и любовь. После съемок фильма Эллар Колтрейн, сыгравший Мейсона, признался, что во время этого двенадцатилетнего проекта он понял свои отношения с матерью и научился быть сыном. Хочется верить, что каждый зритель, вдохнувший глоток свежего киношного воздуха от Линклейтера, поймет, что нет ничего более высокого и важного, чем твоя семья и любовь.
Дарианна Олейникова