Делиев поставил театральные эксперименты в одесском музее
3 ноября в Музее современного искусства Одессы, в галерее “Артерия”, состоялся показ butoh-inspired performance «Жажда целостности». Отправной точкой действия послужил авторский текст в исполнении Георгия Делиева.
По определению авторов, спектакль-перформанс имеет синтетический формат, поскольку сочетает драматический и перформативный языки. Действие начинается в первом зале актерской игрой, которая превращается в буто-медитацию, параллельно происходящую в четырех залах. Синтез выразительных средств обрушивается на зрителя: текст, музыка, нечеловеческие движения человеческих тел, запахи и вкусы, теснота подвала и скученность зрителей, формируют обстоятельства, которые побуждают сделать выбор: как реагировать, на кого смотреть, как найти себе место. Стоит отметить, что уйти до окончания перформанса было физически невозможно.
Монолог актера Георгия Делиева был размышлением о природе вещей, человека и времени, поиском ответов на вопросы, которые каждый, хоть раз, задавал себе, приглашением зрителям совершить свой выбор, увидеть свою бесконечность вариантов, и возможно, уловить целостность происходящего. Танцор буто Андрей Утенков выступил партнером, который то противопоставлял себя тексту, то объединялся с ним. Обесчеловеченные, асоциальные движения тела проявляли хаос, в который вглядывался Актер. Коллектив butoh-inspired performance «Жажда целостности”, точно мед из монолога Делиева, возник из ниоткуда и создал нечто своеобразное, живое и сильное. Перформанс, перетекал, распадался, выплескивался из залов “Артерии” на улицу, иногда казалось, что танцоры буто, это части стен или пола, они сливались с интерьером, потом практически взаимодействовали со зрителем. Временами, происходящее хотелось объединить, выстроить в последовательность, объяснить: актерская это игра или нет, танец или движение. В одной части монолога Актер, как утверждает автор перформанса Андрей Утенков, говорит о себе, не исполняя роль, в другой — увлекшись собственным размышлением, не замечает человека в шкафу. Эту неопределенность «человек/ актер» усиливал танец буто. Исполнение роли и перформативность, как качество присутствия в реальном времени, создавали разрыв, который хотелось заполнить, поэтому можно сказать, что авторы достигли цели — вызвали у зрителей ту самую “жажду целостности”.
Культурометр расспросил автора концепта Андрея Утенкова о перформансе:
— У спектакля есть автор идеи и автор перформанса, почему возникло такое разделение?
— Идея соединить буто и драматическое действие возникла у Маши Кореневой (Мария-Палестина Коренева — автор идеи, координатор и режиссер украино-датского проекта C:NTACT, руководитель и преподаватель «Комедийной Мастерской», театральный педагог, участник театра «Play It Back»), образом она поделилась со мной: за столом один актер, человек одинокий, скорее всего пьющий, и …танцор буто в шкафу. Между ними диалог: танец и текст. Я расширил этот образ, переместил действие из шкафа в залы и перевел контекст из алкоголя в духовное стремление, соединение со spirits.
— Похоже, это открыло перспективу действия, сделало его более живым. Вместо “пьющий” появился “пытающийся медитировать”, не думать т.е. цель та же, а средства разные?
— Я думаю, что все эти способы — это попытки утолить жажду, закрыть и заполнить черную дыру.
— Георгий Делиев читал авторский текст, не всегда можно было понять говорит ли он от себя или это роль. В афише он указан, как Актер. Почему?
— Актер — это тоже человек, говорящий текст. Актер это просто название этого человека. Делиев говорил о себе, не о роли.
— Ваш танец был сильным, обесчеловеченным. Это, в принципе, характерно для буто?
— Для буто — да, насколько я понимаю. Я думал о том, что делал. Мне важно присутствие в теле. Буто повлияло на меня, но я танцую свой танец. У него нет названия. Сегодня я думаю так.
— Визуально, казалось так, словно Вы были «чем-то из Делиева», тем, с чем он хотел соединиться, у других танцоров не было такого фокуса. Это так?
— Да. Там много вариантов этого моста или диалога.
— Вы собрали исполнителей не только из разных жанров, но и городов. Кто выполнял роль человека, который видит весь перформанс целиком?
— Весь перформанс режиссировал я. Остальные примерно знали, кто и что будет делать. При подготовке каждый из нас предлагал свои варианты, и мы выстраивали общее поле. Были идеи, которым не хватило акцента, они станут заделом на будущее. Но весь спектакль целиком видели только зрители.
Фото: Анна Муханова, Виктория Хорошилова
Беседовала: Виктория Хорошилова