Одесситы увидели нашумевшего Франкенштейна
В субботу в кинотеатре «Родина» состоялся нетрадиционный показ. В рамках фестиваля «Новое британское кино – 2013» зрители увидели премьеру телеверсии спектакля «Франкенштейн» Королевского Национального театра Великобритании.
Главные роли в спектакле сыграли звездные актеры: Бенедикт Камбербэтч («Шерлок») и Джонни Ли Миллер («На игле»). Спектакль поставил режиссер Денни Бойл, («Миллионер из трущоб») еще в 2011 году. С тех пор, как говорят лондонские театроведы, в зале всегда аншлаг и даже телеверсия следует по стопам оригинала – билетов в кассе Родины за полчаса до начала показа практически не осталось. Видеозапись в формате National Theatre Live – это съемка во время полноценного спектакля, без дублей и с использованием нескольких камер. Создаётся максимальный эффект присутствия, а крупные планы актеров дают уже преимущество перед зрителями в последних рядах театра. Спектакль показали в кинотеатрах по всему миру в рамках проекта National Theatre Live.
Денни Бойл поставил сценическую адаптацию Ника Диара по роману английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Режиссер применил интересный ход: актеры, исполняющие главные роли меняются каждый спектакль местами. Это заставляет прийти на Франкенштейна как минимум еще один раз. В спектакле нет даже попытки напугать зрителя родившимся из научных опытов Чудовищем. Наоборот, Чудовище у Бойла выглядит как пострадавшая сторона, как Существо, которое рождаясь, начинает бороться за свою жизнь, как и все живые существа. Оно познает мир, удивляется, учится, ищет защиты, понимания, друзей, своего создателя-учёного. Но общество не принимает его: побои, унижения, одиночество и отречение создателя взращивают постепенно в Существе убийцу. Гений науки Франкенштейн поставил себя на одну ступень с Богом, создав из неживой плоти свое альтер-эго – внешне страшное создание, но с большим и добрым сердцем внутри.
«Я хочу знать, почему я появился? Бессмертен ли я? Могу ли я кого-то любить?»
Камбербетч идеально создал свой жуткий образ, показав высший пилотаж пластического театра: с самого рождения, с первых шагов, первых слов и до самого финала актер двигался как Существо, а не как Человек – хаотично заламывая руки, ноги и голову. В 2012 году актеры Камбербэтч и Миллер разделили награду – им вручили Театральную премию Лоуренса Оливье за лучшую мужскую роль.
В какой-то момент происходящее так увлекает, что уже перестаешь понимать: кино это или театр. После финальной сцены появляется твердое ощущение превосходства современного театра над современным кино. Сражение между ними произошло на одном поле – экране кинотеатра. Высокобюджетное кино, со всеми своими компьютерными спецэффектами, клонированное в бессмысленное одноразовое развлечение меркнет на фоне забытых, но очень важных для каждого человечества философских вопросов: сотворение жизни и ответственности при этом, создание обществом одиноких и обозленных на мир людей, что есть любовь, доброта, месть?
«Оно разговаривает! Оно цитирует Плутарха!»
К слову, зал National Theatre – это амфитеатр, охватывающий полукругом сцену. Площадка в центре сцены необыкновенно подвижна: она вращается, опускается и поднимается, разделяется на независимые половинки. Специальные люки в полу сцены выпускают живой огонь, а по рельсам в самом начале выезжает небольшой паровоз.
Необычный драматический свет для «Франкенштейна» разработал дизайнер Бруно Поет. Огромная люстра над сценой состоит из 3 100 разнообразных ламп и лампочек. Для управления яркостью такого количества источников разработали медиа-сервер, равномерно распределяющий точечное освещение облака из лампочек.
Если вы надеетесь посмотреть Франкенштейна в интернете, то мы вас разочаруем – там нет ни одной копии. Придется ехать в Лондон.