Одесский художественный музей представил в июле экспозицию «В лабиринтах времени», которая составлена из отреставрированных икон и живописных полотен из запасников музея. Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Николай Сверчков, Владимир Баранов-Россине. У одесситов есть еще 6 дней, чтобы ознакомится с шедеврами, перед тем как они снова отправятся в архив. 4 сентября в 17:00 Художественный музей приглашает всех желающих на заключительную обзорную двухчасовую экскурсию по экспозиции «В лабиринтах времени».
А для тех, кто не сможет попасть, краткий обзор экспозиции от сайта Артхив — пройдемся по музею и взглянем на прекрасные работы, которые ранее были недоступны публике.
В экспозиции — 24 иконописных и 29 живописных произведений, которые были восстановлены одесскими, львовскими и киевскими художниками-реставраторами на протяжении последних 40 лет.
П. Юркович, Портрет Софии Миллер фон Рефенштейн. 1829
Рядом с картинами — информация о реставрации, включая иллюстрации фрагментов картин «до» и «после».
Так, для этого портрета мастера восстановили подрамник, залатали прорехи, смогли восстановить связь красочного слоя с грунтом и осветлить лаковый слой.
Алексей Боголюбов. «Лунная ночь». 1854−55гг. (деталь)
Картина Боголюбова «Лунная ночь» написана на картонной основе, которая от времени расслоилась и деформировалась. Реставраторы вернули изображению первоначальный «плоский вид» и записали осыпавшиеся детали с заходом на авторскую живопись.
Директор Одесского художественного музея Виталий Абрамов на открытии выставки выразил глубокую благодарность художникам-реставраторам Киева, Львова и Одессы, сотрудникам музея и благотворительным фондам «Друзья Музея» и «Манифест Мира» за помощь в проведении открытия выставки, а также в издании каталога.
Еще одна из представленных марин — картина Алексея Боголюбова «Парусники Аванцо» (1854−1855).
Основа картины Ивана Айвазовского «Тучи над морем» была продублирована на полотно, сделаны записи по краям, где краска облупилась. Картину почистили, освежили — и тучи вновь засияли всеми красками солнечных бликов.
И еще одно знаковое событие: на открытии выставки музею были переданы микроскоп и расходные материалы, которые так необходимы для полноценного функционирования реставрационной мастерской Одесского художественного музея. Средства на оборудование были собраны в течение месяца неравнодушными одесситами через краудфандинговую платформу «Мой город» при поддержке культурной инициативы Museum for Change.
Ромуальд Хойнацкий. «Мадонна». 1866
Интересно, что художник, родившийся в 1818 г. в Варшаве, в 1850 г. прибыл в Одессу, как он полагал, для кратковременного лечения. А в итоге провел в этом городе всю свою жизнь. Он был среди зачинателей Одесского общества изящных искусств и рисовальной школы, в которой служил преподавателем.
Петр Шамшин, «Итальянка с виноградом». Середина XIX века.
И еще один представленный на выставке женский портрет принадлежит кисти Тита Дворникова.
Титульная иллюстрация к этому материалу (а также символ выставки, который видим и на официальной афише) — деталь картины Януария Суходольского «Амазонка» (1847). Чтобы спасти произведение, реставратору Г. Б. Данилюк пришлось продублировать полотно на новую основу и буквально по миллиметрам очищать сильно загрязненную поверхность со следами предыдущих реставраций.
Януарий Суходольский — польский художник-баталист, судьба которого сложилась весьма драматично. «В 1810 г. вступил в Войско польское. Будучи самоучкой, копировал картины Верне и писал свои. Одну из его картин, увидел Николай I и отдал художнику-любителю свою табакерку. Рекомендательное письма на имя Верне писали для него: Наполеон II, мать Наполеона I и Жером Бонапарт. Однако через некоторое время после встречи с Верне вспыхнуло Ноябрьское восстание, в котором способный кадет принял участие и отдал императорский подарок на нужды восстания. После подавления восстания Суходольский остался в стране и получал государственную стипендию. В 1832 году в Риме его принял Верне. Обучался там один год. В 1837 г. Суходольский вернулся в Варшаву. Николай I, довольный его картинами, подарил ему кольцо и принял его в Императорскую академию искусств. Он также приказал ему написать картину в честь подавления восстания, но Суходольский отказался…» — читаем биографию художника и удивляемся безмятежности «Амазонки».
На выставке представлено удивительное по силе живописное полотно Николая Сверчкова «Тройка и борзятник. Метель» (1889). Суровая природа изображена настолько достоверно, что даже в жару становится холодно! Интересно, что отец Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях: мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных. Дар будущего художника-анималиста был очевиден, — недаром впоследствии Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков…
Вообще, Николай Сверчков (1817—1898) — известный художник, мастер жанровых и батальных сцен. Он дружил с Некрасовым, некоторое время жил в его имении, и создал серии работ к произведениям. В пору творческого расцвета Сверчков нашел признание и в Париже. Выставлялся в салонах, его картины были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863 г.), а одну из работ — «Возвращение с медвежьей охоты», — приобрел тогда Наполеон III. За неё и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже), художника наградили кавалерским знаком ордена Почетного легиона. Вернувшись в Россию, нередко работал по Высочайшим заказам, в том числе для императора Александра II. А картина «Масленица в деревне» принесла художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке.
На выставке представлена еще одна отреставрированная картина Николая Сверчкова — «Зимой».
Натюрморт кисти одесского художника Вениамина Котляра. На пояснительной картинке справа от полотна видно, что оно было нарисовано на холсте, состоящем из четырех частей.
Самый ранний экспонат выставки — икона «Святцы на сентябрь месяц» — датируется концом ХVII — началом XVIII в. Одесский реставратор И. В. Поляков восстановил растрескавшиеся доски основы, восстановил недостающее грунтовое покрытие и сделал запись до авторского слоя. Выбирать имена по святцам — давняя православная традиция. Любопытно, если есть сентябрь — возможно, неизвестный нам мастер когда-то создал и остальные 11 страниц православного календаря…
Икона, изображающая Архангела Михаила, попала в собрание музея из Одесской транспортной прокуратуры в 1985 году — предположительно, она была конфискована при попытке незаконного вывоза за границу. Датируется икона примерно началом ХІХ века, была отреставрирована львовским художником-реставратором Владимиром Мокрием в 1995 году.
Иконы — священные изображения, посредники между миром Божественным и земным. И вот перед нами еще один восстановленный раритет — икона «Иоанн Богослов в молчании», созданная на рубеже XVIII—XIX столетий.
Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Ангел над плечом Иоанна Богослова символизирует Премудрость (по материалам iconrussia.ru).
-
Бог Саваоф и Богородица с младенцем. Конец XVIII — начало XIX вв.
-
Информация о реставрации работы
Икона «София — премудрость Божья» датируется XVIII веком. Произведение поступило в Фонды музея из Одесского управления внутренних дел в 1980 году и в 2008 м было восстановлено одесским художником-реставратором В. Ф. Кружковым.
А вот еще одна прекрасная икона — на ней изображена Богородица «Всех скорбящих радость». Икона выполнена в технике яичной темперы с использованием золочения, датируется XIX веком. В 2013 году ей вернул жизнь одесский реставратор И. В. Поляков.
Икона с ликом Святого Николая попала в музейные фонды из Одесской транспортной прокуратуры еще в 1965 году. Художник-реставратор Н. Ю. Кудина сделала почти невозможное, и теперь посетители музея могут полюбоваться произведением, которое искусствоведы датируют XVII—XVIII вв.
Выставка «В лабиринтах времени» будет работать до 4 сентября 2016 года.