Известный польский композитор привез в Одессу «Семь врат Иерусалима»
В Одессе побывал впервые известный польский композитор Кшиштов Пендерецкий в сопровождении своей супруги Эльжбеты, которая для него является постоянным спутником и ангелом хранителем. В этот особенный вечер в филармонии прозвучала оратория Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» — вокальная Симфония №7. За дирижерским пультом занял место художественный руководитель Национального Одесского филармонического оркестра Хобарт Эрл.
Оратория «Семь врат Иерусалима» была написана по заказу мэрии Иерусалима к 3000-летию города, а впервые исполнена 9 января 1997 года Симфоническим оркестром Баварского Радио под управлением Лорина Маазеля. Спустя более двадцати лет, симфония прозвучала в Украине. Композитор сочинил это произведение в надежде, что на святую землю Иерусалима придет мир и спокойствие.
Родословная Кшиштова Пендерецкого многонациональна: есть в ней украинцы, поляки, немцы, армяне. Отец — украинец родился в Рогатине на Станиславщине. Он был греко-католиком и часто брал Кшиштова, когда он был ребенком в церковь. Возможно именно с детства, у композитора такой интерес к церковной музыке.
Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В интервью Кшиштов говорит, что для него человеческий голос является самым красивым инструментом, который никогда не устаревает и для которого ещё не все написано. Язык и текст очень влияют на мелодику вокала, именно поэтому он сочиняет музыку для латинского, старославянского и немецкого языков.
В музыкальный мир, Пендерецкий пришёл авангардистом. В первую очередь он разрушил все законы в музыкальной гармонии. Подумать только, подвешенный металлический лист для подражания звукам грома, свистки, куски стекла и металла, которые трут напильником, трещотки, электрический звонок, пилу, пишущую машинку и сирену. Традиционные инструменты также звучат необычно, поскольку звуки извлекаются из них совершенно нетрадиционным способом. Но в начале 1970-х его авангардные опусы закончились. Маэстро на встрече со студентами которая состоялась в Большом концертном зале консерватории им. Неждановой, поделился, что разрушать все время нельзя, и после эпохи авангарда, я пришёл к музыке. Ведь каждый из нас в какой-то степени является романтиком, и без мелодики нет музыки, какая бы она ни была.
Немало интересных фактов выяснилось о маэстро в непринуждённой беседе, например, Кшиштов может использовать обе руки так же, как правши используют свою правую руку. Функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. А ещё, у композитора большая страсть и любовь к деревьям. Он сравнивает два своих парка с музыкой, которую сочиняет. Ведь каждое дерево он посадил своими руками, как и ноту которую написал для своей музыки. Он их часто обнимает и говорит, что их любовь очень много даёт.
В одном из парков, у него даже есть садовые лабиринты, спроектированные самим маэстро, правда сейчас он уже не гуляет по ним в одиночестве, боится заблудиться: «В симфонии тоже часто оказываешься в лабиринте и порой не знаешь как из него выбраться, куда лучше пойти: налево, направо, или лучше вернуться».
Вернемся к произведению, которое маэстро привез для исполнения. Для оратории использованы канонические тексты из Ветхого Завета. Большая часть — это Псалмы Давида. Псалмы Давида в Ветхозаветные времена пелись не только в качестве обязательной части богослужений в единственном на земле Иерусалимском храме, но и в многочисленных синагогах в разных городах, и даже в домашних молитвах. Сам Иисус Христос часто пел псалмы со своими учениками. В тексте говорится о том, что врата города открыты для каждого и днем, и ночью.
Вместе с Национальным одесским симфоническим оркестром на сцене филармонии выступила Национальная хоровая капелла Украины «Думка», которая звучит как высокопрофессиональный оркестр, — хорошо подготовленный, уверенный в себе и с прекрасными голосами.
Кроме хоровой капеллы «Думка», пели солисты Ивона Госса, Каролина Сикора, Анна Любанская, Адам Здуниковский и Петр Новацкий на латыни, жаль только, что мужской половине это партия оказалась не совсем «по-плечу», так как во время соло их практически не было слышно. Чего не скажешь о чтеце- Славомир Холланд — он прочел известный текст из Иезекииля («Была на мне рука Господа…») на иврите. Заклинание прозвучало могущественно, с нарастающим накалом.
Среди инструментов, задействованных в сочинении — огромный тубафон, сконструированный при участии самого композитора. Два гигантских музыкальных инструмента расположились с обеих сторон сцены, их пришлось поместить на специальные сооружения, напоминающие строительные леса.
Приезд живой легенды в наш город состоялся благодаря поддержке польской государственной культурной платформы, которая популяризирует польскую культуру по всему миру.
Олеся БАГЛЮКОВА.
Фото: «Думская».