Немецкий художник — об искусстве клейкой ленты в Одессе и мире

Пять дней известный немецкий художник Феликс Родевалдт учил одесситов новому виду современного стрит-арт искусства – скотч-арту. Мастер-классы шли в Музее современного искусства. Феликс рассказал Культурометру, как начал заниматься скотч-артом, почему он становится все популярнее и поделился впечатлениями об одесских художниках.

— Феликс, скотч-арт – молодое направление в искусстве. А как давно ты им занимаешься?

— Я заинтересовался возможностями скотча во время учебы, приблизительно 8 лет назад. Я учился графике и живописи. Но мой профессор предпочитал американских концептуальных художников. Фактически, то, как он нас учил, не было похоже на традиционный курс живописи и рисунка, это выходило за привычные рамки. Мы обсуждали проекты с разных точек зрения, в том числе с точки зрения возможностей необычных материалов. Тогда, в 2012-м году, я создал свои первые инсталляции, в том числе с применением скотча. У скотча легкий характер — его очень просто клеить на стены.

— Почему ты выбрал именно эту технику?

— В студенческие времена мне было трудно найти повод для выставки. Равно как и галерею. И тогда я стал клеить композиции из скотча прямо на стенах у себя в комнате. Это было интересно, одно и то же пространство постоянно менялось. Однако я решил, что не стану этого повторять, так как моя комната не должна быть моим произведением искусства. Но потом у меня появилась квартира, и там я продолжил. Это было уже серьезней, я не только обклеивал стены, но и делал холсты из скотча, а квартира превратилась в домашнюю галерею. И всё это имело успех. Потом отец заказал мне экспозицию для трехэтажного дома, и результаты увидело еще больше людей. Один мой друг мог позволить себе приобрести любое искусство. С другой стороны, он знал, что я занимаюсь скотч-артом. Тогда он попросил меня привнести арта в его повседневную обстановку. Конечно, все это было довольно декоративно, но, в то же время, это был опыт создания новых структур жилого пространства с помощью яркой геометрии скотча. В дальнейшем многие мои друзья просили сделать им нечто подобное. Таким образом, благодаря скотч-арту я стал еще и путешествовать. Например, у меня появилась прекрасная возможность увидеть Одессу.

На мастер-классе в Музее современного искусства Одессы

— Каковы твои впечатления от одесского мастер-класса?

— Я был очень удивлен тем, как много людей заинтересовалось и пришло на мастер-класс. Ведь часто бывает так, что новое не вызывает интереса: если я не знаю, что это такое, зачем мне идти? Но тут вышло наоборот. Собралась энергичная группа из художников, студентов, журналистов, и все мы продуктивно поработали. Я счастлив. В группе был Николай, журналист и большой энтузиаст. Он сделал какой-то сертификат, на русском языке, и попросил меня подписать – как свидетельство того, что он создавал арт-объекты. При этом, все его объекты были очень забавны. Например, на второй день мастер-класса я попросил участников принести предметы домашнего обихода, чтобы изменить их с помощью скотча, и, таким образом, почувствовать объемы и зрительно видоизменить архитектуру собственного жилища. Николай в этот день принес плюшевого козлика. Он вызвал всеобщее веселье, когда стал наматывать на детскую игрушку черный скотч, делая козлику штаны. Я даже спросил его, уверен ли он, что движется в нужном направлении. Но Николай добавил козлику черную шляпу и скрипку, и получился «Козлик-скрипач». И я, конечно же, подписал ему сертификат! Это было огромное удовольствие – наблюдать его креативность. Когда человек занимается творчеством — любым творчеством,- он вкладывает свои эмоции в то, что делает. Или находит новые идеи. В скотч-арте, возможно, эти эмоции и идеи ярче – благодаря ярким материалам.

На мастер-классе в МСИО

— Ты привез на мастер-класс целый чемодан цветного скотча! Почему? В Одессе такого нет?

— Я предпочитаю работать со знакомыми материалами, чтобы чувствовать себя уверенно. Если возникает конфронтация с новыми материалами, то решение, как с этим быть, приходит не сразу, возможно, через неделю, или через месяц. На мастер-классе я не обладаю этим временем, поэтому лучше все предусмотреть заранее. А чемоданов, кстати, было два! Я очень тщательно все посчитал, но в Турции, в аэропорту, оказалось, что мой чемодан весит больше 30 кг, и пришлось там же, в срочном порядке, докупать второй чемодан!

— Чего ты ждал от мастер-класса в Одессе?

— Это был абсолютный эксперимент. Кто-то слушал музыку и визуализировал свои переживания, кто-то слушал меня, кто-то просто общался. Я не знал, сколько людей придет, сколько работ будет сделано.

— Тем не менее, сделано 33 холста из скотча! Куда они отправились после выставки в МСИО?

— Организаторы из Bayerisches Haus, Odessa — Баварский Дом Одесса отправили их в детский госпиталь. Все участники мастер-класса согласились с этим решением. И это был один из самых позитивных моментов проекта.

Работы участников мастер-класса в МСИО

— Ты создал огромное скотч-панно на стене внутри МСИО, что его ждет?

— Я подарил его музею. Для меня и для всей группы был большой подарок, что мы смогли провести мастер-класс в МСИО, да еще во время празднования его 10-й годовщины. Естественно, что я решил сделать ответный подарок, тем более, что эта работа соответствует как раз музею современного искусства: по цвету и материалам это поп-арт, по конструкции и создаваемым оптическим иллюзиям – оп-арт. Надеюсь, она внесла разнообразие в музейную экспозицию. Да, в дальнейшем ее довольно-таки сложно хранить — если снять со стены. Но зато снимается она – одним рывком!

— А не жалко, если снимут рывком?

— Так у меня же осталась куча фотографий! Лично для меня эта работа ценна уже тем, что даже если и не сохранится надолго в реальности, то будет использована в медиа для дальнейшего продвижения скотч-арта.

Работы участников мастер-класса в МСИО

— Насколько сегодня популярен скотч-арт в мире?

— Есть группа таких же, как я, «скотч-зависимых» – моих друзей в Берлине. Летом прошлого года мы придумали ежегодный съезд скотч-артистов со всего мира. Приезжают художники даже из Австралии. Кто-то забирается на крыши зданий. Кто-то декорирует церковные окна наподобие старинных витражей. Подходов очень много. Я, например, мечтаю поработать со скотчем на Белой башне в Греции. Конечно, из-за специфики материала скотч-арт лучше приживается внутри помещений, чем снаружи. Дождь и снег неблагоприятны для скотча. Но, с другой стороны, работа на открытом пространстве – это фан, можно снять крутое видео. А значит, еще больше людей сможет получить яркие эмоции. Возможно, я приеду в 2019-м на Одесскую биеннале современного искусства. Хочется сделать граффити из цветного скотча в городской среде.

Проект организован благотворительным фондом Bayerisches Haus, Odessa — Баварский Дом Одесса при поддержке Goethe-Institut Ukraine.

Беседовала: Лариса Осипенко

Фото: Екатерина Бакурова

Добавить комментарий

   
 

Наш  




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56