О революционных арт-консулах в Европе и будущем культурной дипломатии
У украинской культурной дипломатии появляется будущее. Есть все шансы, что МИД перестанет «экспортировать» вышиванки и гопаки и всерьез возьмется за украинских арт-современников. Процесс уже стартовал. О будущем украинской арт-дипломатии, в каких странах уже действуют культурные центры Украины, почему в Париже появится резиденция для художников и как будут отбирать на пост культурного атташе, рассказал в интервью Дмитрий Кулеба, нынче занимающий пост посла по особым поручениям в МИД. Именно благодаря ему в стенах МИДа появилось современное искусство и открывается управление культурной дипломатии, руководить которым будет известный человек в арт-среде.
— Мы введем механизм, при котором человек не может стать культурным атташе, не пройдя здесь, внутри страны, стажировки. Они должны знать все о культурных сценах Украины и той страны, куда они едут. До этого культурная дипломатия не работала именно по этой причине — люди не жили этим, профессионально к этому не относились.
Мы не занимались целенаправленной подготовкой менеджмента для публичной дипломатии. Условно говоря, человека назначили культурным атташе в Лондоне, он просто берет и едет, не проходя никаких тренингов, курсов, не прослушивая информацию о том, какие приоритеты в культуре, какие люди на рынке, что в тренде. Просто едет в Лондон и занимается культурой по своему умению и разумению.
Теперь те, кто занимается публичной дипломатией, должны взаимодействовать с негосударственным сектором. Во-вторых, они проходят профессиональную подготовку. Сейчас двое наших сотрудников вернулись после недельной стажировки в Британском совете в Лондоне, еще двое поедут в начале года, еще пятеро поедут в Эстонию, где будут изучать, как создавать бренд страны и управлять им.
— Вы планируете реформировать сеть культурных центров при украинских посольствах? Пока что только один новый человек возглавил такой центр при посольстве Украины в Париже – это Ирена Карпа.
— У МИДа есть три удачных кейса, которые можно считать революционными. Первое – это назначение Карпы в Париж: МИД взял человека с рынка. Второй кейс: в Австрии взяли на работу культурным атташе активистку громады, участницу Евромайдана, с хорошим бэкграундом. Ее зовут Александра Саенко. Она уже провела дни украинской культуры в Австрии – без участия Минкульта и даже без участия МИДа. Александра – из Харькова, ее основным партнером выступил Ермилов-центр. Они провели нормальные, цивилизованные дни культуры.
И третий кейс – Украинский институт в Швеции, который организовали две девушки Наталья Пасечник и Анастасия Кленова. Они создали NGO, а весной мы им помогли организовать дни украинского кино в Стокгольме. После чего они вышли с предложением о том, чтобы мы их официально уполномочили заниматься украинской культурой за границей. После больших мытарств, Минкульт и МИД подписал с ними трехсторонний меморандум. Обе живут в Швеции, у них украинские паспорта, но там они работают, это их волонтерский проект.
— Будет четвертый кейс?
— Будет. Начальником отдела культурной дипломатии мы назначим человека, которого пригласили из негосударственного сектора. Этот человек станет связующим звеном между государством и рынком, наладит взаимодействие с культурной средой и поможет нам выстроить систему культурного менеджмента на рыночных принципах. 1 февраля этот человек выходит на работу.
— Давайте вернемся к Карпе – это было сенсационное назначение все-таки. Вы говорили о подготовке дипломатов – Ирена прошла такую подготовку?
— Вышло так, что она просто предложила нам свою помощь – показала план своей работы, министр его поддержал и ее назначили. Перед отъездом, надо отдать ей должное, Ирена очень много времени проводила в МИДе, общаясь, стажируясь, изучая, как все работает, и как спикер приняла участие в нашем тренинге по культурной дипломатии. Я увидел человека, который не просто хочет потусоваться во Франции, а у которого есть четкое понимание того, что нужно делать. В Париже у нас очень классное пространство. Это отдельный дом, там можно развернуться.
— Уже есть какие-то проекты, которые Ирена собирается запускать в Париже?
— Сейчас она организовывает резиденцию для украинских художников, и должна будет согласовать с нами четкий график проектов.
Мы не рассматриваем культуру как отдельную сферу работы. Для нас культура – это инструмент коммуникации Украины в мире. Как работник МИДа, я должен предоставить возможность для того, чтобы украинская культура была представлена за рубежом. Но, честно говоря, я не верю в то, что у жестких институций есть будущее. Украинский институт, по-хорошему, должен существовать там, где есть украинские проекты. Это не двадцать зданий или офисов по всему мира. Это бренд, своего рода франшиза.
В конечном результате ведь нас интересует что? Охват людей, которые пришли на событие и поменяли свое представление об Украине.
Фрагмент интервью Левый Берег