Odessa Classics: скрипка Страдивари и бесплатный концерт у колоннады
За первые два дня Международного фестиваля Odessa Classics одесситы успели услышать гениальную игру на скрипке Страдивари, удивительно сыгранный до полутона струнный оркестр из Бельгии, и невероятно техничные переливы фортепиано под пальцами скандально известной Полины Осетинской.
Открыли фестиваль бельгийский камерный оркестр и гений скрипки Линус Рот. Избалованную классической музыкой одесскую публику трудно удивить. Когда Линус Рот, невысокий хрупкий брюнет, взлетел на сцену, внимание было приковано больше к скрипке. Не каждый день удается своими глазами увидеть работу легендарного Страдивари. Но как только смычок коснулся струн раритетной скрипки, весь зал превратился в слух. 50 минут невероятного музыкального опыта.
«Времена года» Вивальди действительно развернулись на сцене: вот воет ветер, вот перекликаются нежными звонкими трелями птицы, вот по капельке начинается гроза, смывая все на своем пути. Линус Рот играет так, словно вместо обычных струн на его скрипке натянуты струны души. Гениального скрипача не отпускали, вызывая на бис. Это была не дань мастерству, а скорее насущная потребность – еще раз ощутить прикосновение чуда. «Так играть нельзя, он продал душу дьяволу», — эмоционально уверяли некоторые зрители, расходясь. Даже если это так, Линус удачно скрывает сделку. Чрезвычайно милый, галантный и простой в общении гениальный скрипач сходу признался, что мечтал побывать в Одессе с детства. «У меня была большая книга о величайших скрипачах столетия. Я читал ее и заметил, что многие из них родом из Одессы, — рассказал Линус. — Поэтому был очень рад получить приглашение от Алексея Ботвинова, так как визит в ваш город – возможность обратиться к источнику».
Во второй день зал оказался во власти виртуозной пианистки Полины Осетинской. Она играет легко и плавно, без видимых усилий комбинируя аккорды и полутона. Моцарт, Шопен, Шуберт, Лист. Гениальная музыка в темноте зала (организаторы временно потушили свет), казалось, льется отовсюду и из ниоткуда, заставляя затаить дыхание.
Для звездной пианистки Одесса – это город детства. Четверть века назад именно на этой сцене решалась ее судьба. В возрасте девяти лет здесь, перед огромным залом, она сыграла Пятый концерт Бетховена и фортепианный концерт Шумана. Здесь открыли для себя звезду зарубежные телекомпании.
«Дом ученых, где я репетировала, комната на улице Розы Люксембург, где я впервые услышала Третий концерт Рахманинова, музыку Высоцкого, площадь у памятника Дюку, где раз в год я имела право есть мороженое», — перечисляет Полина любимые места из детства.
Сегодня Одессу ждет масштабный open-air у Воронцовской колоннады. В 21.00 Бельгийский Камерный Оркестр и Камерный Оркестр Одесской Филармонии исполнят популярную классическую музыки и музыку из кинофильмов. А Воронцовская колоннада станет полотном для световых и визуальных эффектов, которые создаст киевский медиахудожник VJ Videomatics. Именно здесь, в первый и единственный раз на II Odessa Classics, за фортепиано сядет президент и основатель фестиваля Алексей Ботвинов. Вход свободный.
Такой звездный состав – весьма удивительное явление для молодого фестиваля. Odessa Classics проходит только во второй раз. В прошлом году в рамках фестиваля в Одессе выступил изумительный грузин Паата Бурчуладзе (бас), Майкл Гутман на скрипке, а также презентовали премьеру древний трактат Сунь-Цзы (V век до н. э.) «Искусство войны» под музыку Баха, Генделя, Шнитке, Пярта и Гласа в сопровождении танцев и видеоинсталляций.
Но в этом году Алексею удалось поднять планку фестиваля еще выше. Гениальный молодой немецкий скрипач Линус Рот, который заставляет срипку Страдивари играть на струнах души зрителей. Невероятно техничная пианистка Полина Осетинская, прозванная советским вундеркиндом за необычайную одаренность. Еще ребенком она играла с лучшими оркестрами мира на больших сценах. Вызывающий восхищение у критиков и коллег бельгийский оркестр под управлением всемирно известного скрипача Майкла Гутмана. Уже знаклмые по первому фестивалю эстонцы, возрождающие музыку Средневековья, Хортус Музикус и Арт Джаз Квартет под руководством Андреаса Мустонена.
Пиком фестиваля обещает стать выступление Маттиаса Герне. Совершенно непоказной немец с невероятным диапазоном. Его концертный график расписан настолько плотно и в таких звездных местах: Парижская национальная опера, Венская опера, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, — что сама возможность приезда немца казалась чудом. Алексей Ботвинов доказал, что чудеса возможны. Видимо, Одесса притягивает таланты.
11-го июня на сцене филармонии, чуть ли не впервые за всю ее историю, прозвучат арии Короля Марке из оперы «Тристан и Изольда», Голландца из оперы «Летучий Голландец», Прощание Вотана и Заклинание огня из оперы «Валькирия». Пожалуй, лучшее из творчества Вагнера. В сопровождении одесского филармонического оркестра Маттиас Герне развернется во всю мощь своего таланта.
Текст: Оксана Маслова
Фото: Николай Вдовенко