Одесситка создает невероятные куклы

Куклы одесситки взяли сразу восемь наград на престижном Международном кукольном фестивале  Global Doll Society Festival 2016 в Будапеште. Два золота, серебро, две бронзы и три специальных награды привезла Алла Котляр в Одессу. Ее создания населяют коллекции европейцев, побеждают на международных конкурсах и заставляют иностранцев искать Одессу на глобусе. Cвою первую игрушку Алла создала 10 лет назад, оставив за плечами фармацевтический опыт. Культурометр расспросил Аллу Котляр, что же ценят европейцы в игрушке и в чем основные секреты игрушечного мастерства.

4577

 

Алла, Вы так часто бываете на европейских выставках, скажите, что ценят европейцы в игрушке больше всего?
— Европейцы любят классику: и винтажные фарфоровые куклы, и плюшевые мишки-тедди. В авторских работах — строгость и консерватизм. Любят работы по мотивам литературных произведений, например игрушки на тему «Алисы в Стране Чудес».

Алла Котляр, авторская кукла

— Каков уровень одесской игрушки в сравнении с европейскими мастерами?
— В Одессе много замечательных мастеров. Если брать по Украине, то одесские мастера узнаваемы и любимы, люди ценят самобытные работы с чисто одесским колоритом. Если же сравнивать с Европой, намного меньше. Хотелось бы увеличить популяцию одесских мастеров. В первую очередь, за счет увеличения специализированных выставок и мероприятий. В Одессе сейчас такая одна, на морвокзале.

— Чем примечательна именно ваша игрушка?
— Я страстная кошатница. Родные шутят, чтобы я не начинала делать – получается котик! А коллеги говорят, что «Естественно, с фамилией КОТляр не делать котов нельзя!». Но работать в одной плоскости скучно, поэтому обыгрываю кошачью тему в различных техниках, дизайнерских решениях, стилях. Например, придумала забавного зверька КотоСова. У него голова кота, а тело совы. Вдвойне милое и мудрое создание.

Авторская игрушка Алла Котляр

— Когда и почему Вы решили создавать игрушки?
— Я хотела заниматься творчество всю жизнь, но пришла к этому относительно недавно. Сначала пробовала направления – и живопись, и роспись по шелку, и декор. Хотелось пробовать всё. Однажды попала на мастер-класс по авторской кукле – отводила туда детей. Сама даже не думала участвовать. Но, наблюдая за тем, как создают пробные куклы, поняла, что, наконец, нашла то занятие, где я смогу воплотить все свои творческие навыки. После этого мастер-класа всю ночь сидела и пробовала сделать свою куклу. Семь раз переделывала.

— Какой была Ваша первая игрушка? Как долго вы над ней работали? Какова ее судьба?
Первую игрушку мы сделали вместе с дочкой. Это был смешной домовенок Фунтик, он до сих пор живет в нашей семье на почетной полке. По соседству сидит моя первая самостоятельная кукла, которую зовут Зося. Сейчас я смотрю на нее и улыбаюсь, вспоминая, насколько восхитительной красавицей она мне казалась тогда. Это сейчас я вижу все-все огрехи, но тогда Зося была совершенством. Я одела ее в фиолетовое платье и усадила в винтажное кукольное кресло. И не стесняюсь показывать ее своим ученикам. Мне кажется, демонстрация первой куклы и последних работ придаст им уверенность. Ведь многие бояться приступать к работе из опасения, что не получится, это сложно и только люди с художественным образованием способны творить. Я же хочу, чтобы они увидели, что при должном старании можно научиться чему угодно.

— Каким материалам отдаете предпочтение?
— Первый материал, с которым я начала работать, это запекаемая пластика. Люблю работать и с шерстью, и с кожей. Недавно освоила технику литьевого фарфора. Но все-таки пластика вне конкуренции. Люблю, когда во время работы мое рабочее место и инструменты в чистоте.

— Что самое сложное в создании игрушки?
— У каждой игрушки своя история создания, свои проблемы. С некоторыми сложно начать, с некоторыми, наоборот, остановиться. Где-то поджимают сроки, где-то растягиваешь процесс на безобразное количество времени, что к финалу уже не помнишь, что планировал. С некоторыми работами бывали проблемы технического характера, когда в процессе понимала, что не получается реализовать изначальную задумку и надо переделывать все с начала.
В первую очередь, рождается идея. Я должна понимать, чего хочу, какой нужен результат. Я часто слышу вопрос «Это ж какую фантазию надо уметь!» Для меня в этом плане просто, идеи сами рождаются. Порой беру заготовку, даже не думаю о том, что хочу с ней сделать, а руки сами формируют образ. Делаю эскиз. Потом продумываю техническое решение – какой материал мне нужен, какие инструменты понадобятся. Далее – подбор тканей. Последний этап – оформление аксессуарами.

Алла Котляр, авторская игрушка

— Игрушка, которой Вы больше всего гордитесь – какова она?
— Очень дорога для меня сфинкс Клеопатра. Изящная дама с человеческими лицом и руками и кошачьим телом. Это первая моя кукла, которая победила на международном конкурсе — «Лунный кот». Этот момент окончательно убедил, что я на правильном пути. Клеопатра же сейчас находится в частной коллекции.

— Какие образы для своих игрушек Вы выбираете?
— Изначально я создавала кукол на социальные темы, связанные с той или иной профессией. Самыми первыми моими работами были санитарка в больнице, дворник, клоун, трубочист. Потом начала больше разрабатывать тему котов, которые напоминали людей. Было у меня две серии «Коты как люди» и «Женщины-кошки», серия сфинксов в национальных костюмах разных стран. В последние несколько лет открыла для себя стимпанк. А еще мне нравится создавать литературных персонажей. Например, очень люблю писателя Дэна Симмонса. По его книгам я сделала уже несколько персонажей, которых оформила в стимпанк-стиле, а именно героев цикла «Песни Гипериона».

Алла Котляр

 

Но ведь бывает так, что все валится из рук. У Вас тоже есть такой скелет в шкафу, игрушка, которая не получилась?
— Бывает. Ко мне часто обращаются с заказами на портретных кукол. Это отдельное, довольно сложное, но интересное направление в кукольном творчестве. Ведь помимо портретного сходства, кукла должна соответствовать заказанному образу – капитан, римлянин, охотник… И был у меня один заказ на портретную куклу для одного общего знакомого. Я пробовала несколько заготовок, сверялась с фотографиями и видеозаписями, но так и не смогла добиться такого результата, чтобы осталась довольной сама собой. Возможно, сыграло роль то, что я очень хорошо знала этого человека, мне сильно хотелось «попасть» в образ. Это желание и повлияло на окончательный вариант.

Алла Котляр

 

— Без чего нельзя обойтись создательнице игрушек?
— В первую очередь, надо иметь желание, много времени для постоянных тренировок и совершенствования. Если человек задумывается о том, чтобы начать создавать игрушки, то надо попасть на мастер-класс, попробовать и честно ответить для себя: готов ли вкладывать в создание игрушек время, деньги, вдохновение. Лишь только после этого есть смысл идти в магазин и скупать дорогостоящие инструменты и материалы. К сожалению, часто бывает наоборот. Люди скупают пол-магазина, а сделать что-то не могут. Причины разные – не хватает усидчивости, с первого раза не получается, самостоятельно тяжело освоить технику и так далее.

Алла Котляр, авторская игрушка

 

— Ваши игрушечные мечты?
Я стараюсь не затягивать с реализацией проектов, потому что практика показала, что планы работы не превращаются в мечту, а остаются нереализованными потухшими идеями. А что касается мечты, которую хотелось бы приобрести… Давно уже хочу антикварную фарфоровую куклу, например Jumeaux или Simon & Halbig.

— Где и по чем можно купить Вашу игрушку?
Стоимость работы зависит от многих факторов: техника, тираж, сложность, размер, участие в конкурсах. Все работы оцениваются по-разному. Мои последние работы всегда можно посмотреть на моей страничке в фейсбуке.

Беседовала: Оксана Маслова
Фото: Из архива Аллы Котляр

Добавить комментарий

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56