Одесситы готовят выставку в Венеции
24-го апреля открывается первая в Венеции выставка одесской художницы Ирины Озаринской под названием «Трансформация наследия Сони Делоне».
«Мы задумали эту выставку год назад, задолго до войны. И считаем, что показывать сейчас украинское искусство важно как никогда. Тем более, что на биеннале в этом году упор будет сделан именно на творчество женщин-художников, и даже название заимствовано из названия книги художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений». И мы с Соней Делоне, родившейся в Одессе и до последних дней жизни помнившей яркие краски Украины, оказались в совершеннейшем тренде», — подчеркивает куратор проекта одесский коллекционер, исследователь творчества Сони Делоне и писатель Евгений Деменок.
Галерея Vizione Altre находится прямо в венецианском гетто по адресу: Campo del Ghetto Novo 2918 – 30121 VENEZIA
Поиски самой себя привели Ирину Озаринскую к опытам с трансформацией человеческого тела, в которых жизнь постоянно переосмысливается через призму воображения, а метаморфозы тел заставляют задуматься о том, что человек представляет собой лоскутное одеяло из мифов, фантазий, убеждений и того, что он считает реальностью.
Прошлое соткано из будущего, и мы силой своего воображения способны менять их точно так же, как своим поступками меняем настоящее. Наследие, как наследство, способно обогащать. Особенно если это наследство связано с твоими корнями.
Трансформация наследия Сони Делоне не является для OZI случайностью. Обе художницы – одесситки. Ира родилась за девять месяцев до того, как Соня покинула этот мир. Так же, как и Соня, она обострённо чувствует цвет, точнее, цвета – чистые и яркие цвета украинского юга. Но, в отличие от абстракций Делоне, облекает их в форму. История Ирины, которая переехала из родной Одессы в Венецию, напоминает историю Сони, уехавшей в двадцать два года в Париж – как оказалось, навсегда. Основой творчества обеих стал эксперимент. И судьбы обеих обожжены войной. Сегодняшняя российская агрессия против Украины заставила Ирину заново пересмотреть биографию Сони, которая, будучи еврейкой, вынуждена была во время Второй мировой войны искать убежище на юге Франции, опасаясь не только за свою жизнь, но и за судьбу творческого наследия своего мужа, Робера Делоне.
Всё в истории повторяется – и всё изменяется. Можно ли сказать, что мы живём в эпоху трансформаций? Конечно. Но так было и раньше. Ничто не стоит на месте. Но творческое переосмысление истории и наследия в каждой конкретной душе бесценно и непреходяще.