Одесская художница представила провокационную выставку «Мечты о мирном лете»
Одесская художница Оксана Церковна представила свой новый проект под названием «Мечты о мирном лете». Художница работает в направлении сюрреализма и часть работ выглядит довольно провокативно: она изобразила мужской половой орган с колючим дротом, на пляже, под водой и даже с фотоаппаратом. В галерее «Окно» на улице Нежинска, 31 представлено два десятка работ Оксаны Церковной.
На поверхности тела сохраняются следы прошлого – шрамы, морщины, изменяются изгибы позвоночника. Как земля носит на себе раны войны, так и человеческое тело есть живой архив пережитого:
— трещины на коже, как трещины на земле после жары или взрывов.
— Согнутые формы – внутреннее давление, которое не видно снаружи.
— Сшитые поверхности – попытки собрать себя после потери, восстановиться…
Телесность как символ хрупкости и одновременно стойкости – того, что можно выдержать. В проекте «телесность» выступает как пространство исследования не только физической оболочки, но и социального, эмоционального и символического измерения человеческого тела — отражение последствий социальных норм, травм и опыта.
Тело как ландшафт – метафора, проступающая в проекте через переплетение природных форм и архитектуры. Шрамы напоминают исторические события, а текстуры подчеркивают жизненные переживания. Тело одновременно личное и коллективное, интимное и общественное и несет в себе опыт, который можно почувствовать на более глубоком уровне.
Рассмотрим телесность как поле сопротивления: сопротивление стереотипам, внешнему контролю, насилию, но в то же время как пространство наслаждения, силы, восстановления. Через телесность можно говорить о мире как о состоянии, в котором тело не подвергается угрозе, где оно может расцветать, взаимодействовать, чувствовать.
Интимность – это всегда игра между открытием и закрытием, между допуском и защитой. Колючая проволока – метафора запретов, символом навязанного контроля над телом. Тело может стремиться к расширению, контакту, но война, травма или общественные нормы держат его в ограничении. Стремление соприкосновения контрастирует с физической дистанцией. Это исследование того, как тело адаптируется к новым реальностям: как оно учится жить с болью, как меняется в условиях страха или потери, как реагирует на насилие и восстанавливается из-за нежности.
Предлагаем рассмотреть телесность не просто как объект, а поле борьбы и возможностей. Это место, где чувствуется память и боль, но и рождается мечта о спокойном лете – о тепле, о прикосновениях, о свободе быть в своем теле без страха.
Фото: Степан Алекян/Фейсбук