Одесские хостелы могут запретить
Одесские хостелы, расположенные в жилых зданиях, могут закрыться после разработки и принятия нового закона об ограничении их деятельности. Недавно Киевсовет принял решение обратиться к Верховной Раде с просьбой ввести контроль над хостелами и ограничить их размещение в жилых зданиях в населенных пунктах по всей территории Украины. Решение Киевсовета №175/3182 опубликовано в газете Хрещатик 3 ноября.
Депутаты Киевсовета просят Раду определить правовой статус хостелов и подобных объектов предоставления услуг временного размещения, разработать четкий порядок регистрации, размещения и функционирования на территории населенных пунктов и, таким образом, исключить или жестко регламентировать размещение хостелов в жилых зданиях.
Обращение Киевского городского совета в Верховную Раду Украины по упорядочению организации и деятельности хостелов
Сложившаяся ситуация на рынке услуг временного проживания в Киеве и других населенных пунктах Украины на сегодня представляется угрожающей. В последнее время участились случаи использования жилых помещений в качестве объектов временного размещения, так называемых хостелов, мини-отелей, частных общежитий (далее — хостелы), что, безусловно, приводит к нарушению прав других жителей домов, проживающих в смежных с хостелами помещениях .
Не меньший вред наносят экономике хостелы, которые не работают на законных основаниях как субъекты предпринимательской деятельности, таким образом они не платят соответствующие налоги и сборы, получая незаконную конкурентное преимущество над добросовестными участниками рынка.
В то же время, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью хостелов часто влечет нарушение санитарно-гигиенических норм, утвержденных для мест совместного проживания. Отсутствие регистрационного контроля за жителями хостелов негативно влияет на правопорядок. А использование ими коммунальных услуг часто без соответствующих счетчиков (вода, газ, лифты) вызывает диспропорции в справедливом распределении стоимости указанных услуг.
Распространена практика использования не по назначению квартир в многоквартирных жилых домах, в частности заведений временного проживания, прежде всего связано с тем, что в Украине до сих пор действует Жилищный кодекс Украинской PCP от 30 июня 1983 (далее — Жилищный кодекс), который менялся в частях, которые не касались этого вопроса. Кроме того, затронутая проблема не нашла должного правового регулирования и в других законодательных актах, принятых за годы независимости Украины.
Так, согласно статье 6 Жилищного кодекса жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Согласно статье 383 Гражданского кодекса Украины владелец жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства. (Следует обратить внимание на то, что указанное ограничение распространяется только на промышленное производство, которое по своей сути является процессом переработки, который «используют для изготовления новой продукции, обработки товаров, бывших в употреблении, предоставление промышленных услуг).
В соответствии с Государственными строительными нормами (ДБН В2.2.2-15-2005 «Здания и сооружения. Жилые дома. Основные положения», утвержденных приказом Госстроя Украины от 18 мая 2005 №80) допускается размещение нежилых помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, в первом, втором и цокольном этажах жилых домов. Кроме того, на верхнем жилом этаже (в том числе мансардном) допускается размещение творческих мастерских художников и архитекторов.
Необходимо заметить, что статьей 8 Жилищного кодекса предусмотрено, что в исключительных случаях может осуществляться перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые по решению исполнительных органов городских и областных советов.
В то же время, в большинстве случаев переоборудование помещений осуществляется без соблюдения установленных правил и норм, в частности правил пожарной безопасности. В то же время ежедневное посещение заведений временного проживания граждан большим количеством лиц приводит к повышенной нагрузке на коммуникации и установленном оборудовании (в частности лифты). Пренебрежение владельцами и / или пользователями помещений в многоэтажных жилых домах правилами пожарной безопасности затрудняет быструю эвакуацию жителей домов и других лиц, находящихся в доме, а, следовательно, создает угрозу их жизни и здоровью.
Ответственность за нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями в статье 150 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с положениями указанной статьи нарушение правил эксплуатации жилых домов и жилых помещений влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.
В то же время предусмотрено законодательством регулирование не способствует обеспечению прав жителей жилых домов, их безопасности, соблюдению установленных правил и норм использования помещений.
Согласно части первой статьи 93 Конституции Украины право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит, в частности, народным депутатам Украины.
Учитывая вышеизложенное, Киевский городской совет обращается к Верховной Раде Украины с просьбой, во-первых, определить правовой статус хостелов и подобных объектов предоставления услуг временного проживания.
Во-вторых, разработать четкий порядок регистрации, размещения и функционирования хостелов на территории населенных пунктов Украины и, таким образом, исключить или жестко регламентировать размещение хостелов в жилых домах.
В-третьих, ввести механизм контроля за деятельностью хостелов и разработать действенную систему штрафов и иных санкций за нарушение предварительно указанного порядка.
Киевский городской голова В. Кличко.