Одесский активист призывает прокуратуру расследовать «исчезновение» памятников архитектуры
Одесский общественный активист Юрий Никитин заявил, что исчезновение огромного списка памятников архитектуры из охранного реестра во времена экс-начальника управления охраны объектов культурного наследия ОГА Натальи Штербуль является преступлением, которое должны расследовать прокуратура и полиция. При чем необходимо не только вернуть здания в охранный реестр, но и найти виновных в этом. Напомним, что Штербуль занимала пост начальника в ОГА с 2001 по 2014 годы. За это время статуса лишились более 130 старинных исторических зданий, который теперь разрушили ради высоток или собираются разрушить.
Напомним также, что на улице Ришельевской собираются снести старинную типографию Фесенко и Ришельевский театр. Здания утратили охранный статус при невыясненных обстоятельствах. Застройщик хочет снести их и построить бизнес-центр. При чем в сети появилась картинка, где якобы фасад нового бизнес-центра будет стилизован под аутентичные здания. При этом к реальному проекту картинка не имеет никакого отношения — ее просто показали, чтобы успокоить всех.
Приводим публикацию Юрия Никтина в Фейсбуке:
«Во-первых, я считаю это преступным. Тем, каким образом, на каком основании и с какими целями г. Штербуль вывела из из реестра должны, обязаны просто, заниматься правоохранительные органы! Оба дома прекрасно сохранены, не видно, чтоб они утратили «предмет охраны», они красивы и аутентичны. Охрана культурного наследия является, согласно Конституции обязанностью государства, его долгом не только перед народом Украины и перед мировым сообществом, а так же интересом государства, выраженном ЗУ «Об охране культурного наследия». Прокуратура и другие правоохранительные органы обязаны занять не только сомнительной «операцией» по лишению этих домов статуса памятника, но и привлечению к ответственности, я считаю, что уголовной, людей причастных к ней.
Во-вторых, предложенную новую визуализацию я считаю ХАМСКОЙ!!! Одесса, как и другие города, надстраивалась и перестраивалась на протяжении всей своей истории. Эти надстройки стали частью нашей среды, которую в какой-то момент мы решили сохранять. До того момента, как объект становится памятником, с ним можно делать все, что угодно, но начиная с момента, когда принято решение о том, что его существующий вид представляет художественную или историческую ценность и он должен быть сохранен для потомства нетронутым, его можно только реставрировать. Точно то же самое с охраняемой исторической средой. Это нормальный цивилизованный подход, который, кроме прочего закреплен законодательно. Только законченный хам может позволить себе разрушать или изменять памятник. Только дважды хам может себе позволить оправдывать это хоть на йоту тем, что якобы «сохраняются» (плохо имитируются) фасады. Только трижды хам может себе позволить одобрить это выписывая ГУиО или Разрешения.
В-третьих, я считаю эту реконструкцию вредной для города. Создание в этом месте жилого дома, как бы он ни назывался — это тупое паразитирование на сложившейся инфраструктуре. Фактически, ее невозможно там улучшить, в плотной исторической застройке. Для этого просто нет земли или это требует еще более масштабной реконструкции. Поэтому, «отмазка» в виде уплаты «паевого участия в развитии инфраструктуры города», которая возлагается на застройщика, никак не влияет инфраструктуру этого места. Если даже она не будет тупо разворована, во что мне трудно поверить, или потрачена на безмозглый, но выгодный «дяде» проект, типа застилания плиткой и асфальтом Деволановского спуска, то будет потрачена на инфраструктуру в другом месте. Там, где это возможно и не принесет пользы новым жителям и не не облегчит жизнь старожилам. Наоборот, фактически, старожилы «поделятся» всем, что имеют. Им придется согласиться, с ухудшением качества своей жизни. Во всем. Увеличится нагрузка на дорожную сеть, на транспорт, на школы, на детсады, на канализацию и водоснабжение, на обеспеченность тротуарами и паркоместами, магазинами, зелеными зонами, спортзалами. Буквально всем, что нужно от жилья. И все это только для того, чтоб несколько алчных «дядей», я имею ввиду не только застройщика, организовали себе «заработок» за счет живущих там людей.
И последнее, я считаю, что «списки Штербуль» необходимо немедленно, как можно быстрее, отменить полностью!!! Потом можно будет создать нормальный список утраченного реально, а не «в карман» памятников. А сейчас отменять надо все, потому, что городская власть переизбрана и уничтожение города продолжиться нарастающими темпами. Сделать это можно через суд, а можно и другими способами».