Одесский театр представил Украину на международном театральном фестивале

В конце августа в польском Жешуве состоялся международный театральный фестиваль TRANS/MISSION. В нем приняли участие театральные коллективы, художники и музыканты из четырех стран – Польша, Грузия, Украина и Литва. Главная цель фестиваля – расширить границы искусства, для того, чтобы национальные границы не имели значения. Украину представили актеры и музыканты оркестра украинского театра им. В. Василько.

Организаторами фестиваля выступили, директор театра им. Ванды Симашковой в Жешуве – Ян Новара и художественный куратор проекта, очаровательная Ягода Сковрон. Осуществилось это мероприятие благодаря финансовой поддержке министерства культуры и губернатора. Ни одного частного спонсора замечено не было, исключительно государственная поддержка.

На большинство мероприятий вход был свободен, лишь на некоторые спектакли, которые проходили в здании театра МАСКА, билет стоил символично 5-10 злотых, что в переводе 30-60 грн.

Вот что пишет польская журналистка в одном местном издании: «Несмотря на лето и конец лета, многие жители неожиданно участвовали во многих мероприятиях. Я думаю, что, наконец, благодаря таким инициативам, как деятельность Театра Ванды Симашковой, появился большой шанс продвинуть другое восприятие культурной жизни в Жешуве. У нас есть шанс перестать восприниматься как «фестиваль» или «стадион» и стать одним из самых интересных культурных мест на карте Польши, которые стоит посетить. Потому что каждый год, в конце праздника, здесь происходит что-то интересное и уникальное в культурном плане, то есть международный фестиваль TRANS / MISSIONS.» Barbara Kędzierska.

Стоит признать, что организация фестиваля проходила на высоком уровне. Всех гостей разместили в комфортные отели и обеспечили трехразовым достойным питанием, различными экскурсиями, среди которых, как и пешие прогулки по городу, так и поездки в ближайшие города, среди которых Краков.

Зрители имели возможность посмотреть не только спектакли, но и фото и художественные выставки, ежедневные музыкальные концерты в различных жанрах на разных локациях Жешува ежедневно с 16.00. Начиная со сцены театра Маска, сцены WDK Rzeszów, Рыночной площади Жешува, туристической пешеходной центральной улицы Жешува, кинотеатра Zorza, и заканчивая во дворе театра В. Симашковой.

 

УКРАИНА.

Большим успехом на фестивале стало выступление одесской труппы украинского театра им. В. Василько. Они привезли два спектакля «Вона його любила» режиссера Стаса Жиркова и «Прекрасный Рогоносец» режиссер Иван Урывский.

Фото: intro.media

Польская публика и участники фестиваля оказались очарованы эмоциональной игрой актеров. В унисон фонтанировали позитивными впечатлениями, которые остались у них после увиденного. Многие руководители театра, в тот же вечер пригласили к сотрудничеству наших талантливых режиссеров.

Но не только интересными спектаклями порадовали одесситы. Вместе с актерской труппой в Польшу приехал оркестр театра с обновлённой программой и дирижёр Игорь Знатоков. Оркестр выступил в камерном зале филармонии, где наши музыканты по достоинству оценили совершенную акустику зала. Так что концерт доставил удовольствие не только слушателям, но и исполнителям.

ПОЛЬША.

Самым зрелищным спектаклем всего фестиваля, по праву можно назвать «Раввин Махараль и Голем – Истина и Смерть», польского режиссера Леха Рачака. Сюжет основан на легенде о раввине Махараль из Праги, который был весьма уважаемым человеком. Его советов искал сам Рудольф II, правитель Римской империи.

Раввин занимался не только теологическими концепциями, но и применив знания Каббалы и сверхъестественные способности создал Голема. Сотворил он его для защиты еврейского народа от преследований, из глины и праха. Однако, Голем заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Открывая истину, выясняется что она никому не нужна. В результате, Раввин вынужден был прикончить его, и вместо слова «эмет» (в пер. с иврита «истина»), раввин начертал на лбу своего детища — «мет» («смерть»). Спектакль-зрелище проходил под открытым небом, на территории замка Любомирского.

Масштабные декорации поражали своими размерами и уносили тебя в другую реальность. Постановка в высшей степени — авторское искусство. У режиссера совершенно иной взгляд на вещи и на вещь (предмет, актера) на сцене. Это иная композиция, иная «картинка», которая развивается по иным законам.

Рачак Лех Мария (г.р. 1946) – актер, режиссер, педагог. С 1968 г. руководитель известного «левого» студенческого театра в Познани. В 1980-е гг. один из основателей Театра Восьмого дня. Позже театр эмигрировал и работал в Италии, как уличный, в 1990-е – вернулся в Польшу. Сегодня режиссер проживает на две страны, Польша – Италия, и несомненно является одним их самых провокационных режиссеров. Его театр самобытен, национален и политизирован.

Вообще, польские артисты представили себя мощно с музыкальной стороны. Был спектакль об известном польском музыканте Тадеуш Налепа – крестный отец польского блюза. История о непростых 60-ых, где все попытки показать нечто новое воспринимались как тлетворное влияние Запада. К тому же, даже у самых близких друзей, а уж тем более у членов одного творческого коллектива бывают разногласия. Но в итоге, бескомпромиссная любовь к музыке и умение побеждать своим творчеством, просочилось сквозь тернии советских политиканов.

Уважаю актёров, которые повышают свой творческий багаж. Ради участия в этой постановке, участники спектакля овладели электрогитарами и ручной гармонью, продемонстрировав музыкальное мастерство.

ГРУЗИЯ.

Коллектив из Батуми Национального драматического театра им. Чавчавадзе, показал спектакль «Синдром, или кому ты поешь?» по мотивам пьесы «Кароль» польского драматурга Славомира Мрожека. В спектакле идёт речь о бессмысленном насилии и нравственной деградации. Сам Мрожек считает, что «многое из того, что происходит в мире – идиотизм, который усугубляется день ото дня, но осуждение этого идиотизма – банальность».

На мой взгляд, одна из главных идей пьесы – обозначить границы, которые ограждают человека от самоуничтожения, и постараться их не переступать. Пьеса Мрожека, как нельзя лучше легла в основу, для политического спектакля, где режиссер постановщик, Андро Энукидзе, умело высказался о наболевшем, война в Грузии. Для Украины, контекст пьесы оказался ближе всего, как известно у нас общий враг.

Существуют ли грузины, которые не поют? По крайней мере, я таких, не встречала. Многоголосное пение — бесценная традиция, и имеет огромное значение в культуре Грузии. Великолепные пронзительные тона грузинской полифонии, заставляют испытывать огромное наслаждение.

Месхетинский ансамбль выступил на Рыночной площади, вызвав яркие эмоции у зрителей фестиваля. Кстати в этом год, ансамбль отметит свой серьезный юбилей, 70 лет с момента основания. Коллектив, в котором нет ни одного профессионального музыканта, состоит из людей разных профессий, например Тамаз Кучадзе, который уже 57 лет более является неизменным участником ансамбля, работает актером в театре кукол, тогда как руководитель коллектива, Заза Тамарашвили вовсе не имеет отношение к творческой профессии, и преподаёт математику в старших классах.

ЛИТВА.

Российский драматический театр Литвы в Вильнюсе, пьеса «Одинокий человеческий голос» по мотивам популярной книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич под названием «Чернобыльская молитва. Хроника будущего». Драматический рассказ о жене пожарного из Чернобыля в монодраме «Одинокий человеческий голос», которую убедительно сыграла Александра Металник.

Постановка, дает нам возможность порассуждать на вечную тему любви, о том, как в современном мире несколько обесценено это чувство, ведь мы с легкостью готовы менять партнеров, если нас что-то не устраивает. А еще, на сколько человек может жертвовать собой во имя спасения другого?

После того, как заканчивалась основная программа, во дворе театра В. Симашковой, Арт-ресторан, на время фестиваля становился музыкальной базой, где продолжались концерты польских музыкантов. Малгожата Пручник-Холка исполнила еврейские песни довоенного периода, причем многие из них очень хорошо известны и одесскому зрителю. А на концерте «Лем. «Музыкальные сферы» контрабас с трубой в соединении электронной авторской музыкой и наложенным голосом Рафала Потоцкого, читающего фрагменты «романа Соляриса», вовсе оказал медитативное воздействие.

В атмосфере комфорта и непринужденности, международные артисты из Польши, Грузии, Литвы и Украины, а также многие люди из зала, каждый вечер принимали кулинарные изыски с бокалом итальянского вина и часами рассказывали о том, что они видели.

Прекрасный город Жешув очаровал своей красотой, а также теплым приемом зрителей. Жители города, не только обнаружили общность душ со своими соседями, но и узнали много нового о проблемах и страхах близких народов — об отголосках недавней войны в Грузии, а также о травме после чернобыльской катастрофы.

Так, прекрасными и дружескими вечерами, национальные границы были стерты, и наоборот, рождались новые творческие идеи для сотрудничества, художественных проектов и новых возможностей выступить с культурными проектами.

Текст: Олеся Баглюкова

   
 

Наш  

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56