Ольга Дыховичная, основатель кинофестиваля: «Настоящие авторы рискуют»
Сильная, амбициозная, целеустремленная, с пожаром в сердце и свободой в глазах, Ольга Дыховичная, мастер своего дела, не боится совмещать уйму сложных профессий (режиссер, актриса, продюсер, основатель кинофестиваля «2morrow/Завтра»), находить время для личной жизни по закоулкам, аккумулировать разношерстные образования в одной работе, отвечать любовью на больные уколы окружающих, заниматься йогой в сорокоградусной жаре, выворачивать наизнанку привычные темы в кино и делать ставку на новаторов в кинематографе, безумцев и желающих получить от жизни все. Истинный профессионал, который так редко встречается в мегаполисах, – среди шума и неразберихи творческих запросов, – Ольга, рассказала нам каким должен быть достойный мужчина, какие темы стоит раскрывать в кино и почему в России архитектурная история сходит на нет.
Расскажите об Одесском кинофестивале, какие фильмы удалось посмотреть, понравился ли вам город?
Я вхожу в состав жюри, и мне необходимо просмотреть всю конкурсную программу. Больше всего впечатлили зрители, каждый сеанс при полном аншлаге в зале, и понравилось наблюдать за их реакцией, как относятся к фильмам, порой не самым простым, со сложными поворотами, иногда даже приходилось внутри себя фиксировать какие-то сценарные решения. Публика действительно удивительная, принимает с восторгом каждую картину, будь то зарубежные режиссеры или отечественные. Аплодисменты в конце каждого кино, сопереживания историям главных героев, заставляет полностью погрузиться в картину. Из фильмов же больше всего понравился «Свидание вслепую» грузинского режиссера Левана Когуашвили, который получил награду «Лучший фильм фестиваля» от главы жюри международной конкурсной программы британского режиссера Питера Веббера; так же запомнился фильм «Звезда» режиссеры Анны Меликян, и «Гуэрос» мексиканского режиссера Алонсо Руиспсласиоса (получил специальную награду за «новаторскую форму выражения уважения классическому французскому кинематографу», – прим.ред.). Не смотря на загруженность на кинофестивале, удалось выделить время на прогулки по городу и ознакомление с одесской кухней. Любимым блюдом стал форшмак, который отменно готовят в разных заведениях, в особенности в кафе «Гоголь-Моголь». Это мой первый визит в Одессу, и, надеюсь, не последний. Отличный кинофестиваль с хорошо сформированной программой и организаторской подготовкой.
Вы совмещаете такое количество ролей: актриса, продюсер, режиссер, основатель кинофестиваля «2morrow/Завтра» в Москве и жюри на Одесском кинофестивале в этом году. Как вам это удается и какая роль для вас любимая?
Самая любимая роль – актриса. Потому что это всегда погружение в другой характер, образ, судьбу, – мне повезло, что я работаю с талантливыми режиссерами, и это не основная моя профессия, поэтому я могу выбирать проекты, – и каждая роль для меня это важная поворотная ступень в жизни.
Пригодилось ли то образование, которое вы получили в Беларуси?
В Беларуси я окончила лицей, а высшее образование получала в Москве по специальности психолог. Сейчас такое время, когда человек должен аккумулировать разные знания, прошли времена, когда можно было быть специалистом в одной узкой области, необходимо совмещать в себе разные профессии. Это касается как точных наук, так и тех сфер деятельности, где люди соприкасаются в работе с людьми. Сейчас очень экзотическое общество, даже фильм можно снять на телефон, бюджеты в киноиндустрии изменились (бюджет фильма «Портрет в сумерках», в котором Ольга сыграла главную роль и является сценаристом, – 20 тыс.долларов, – прим.ред.). Необходимо чувствовать время и стараться ему соответствовать.
Мы посмотрели ваш фильм «Портрет в сумерках». Как бы вы поступили в подобной ситуации, окажись вы на месте главной героини?
Так как сценарий написан Ангелиной Никоновой, то предложенное решение близко к каким-то человеческим стандартам: не отвечать насилием на насилие, находить слова жалости и сочувствия даже в самых жестоких ситуативных проявлениях. В каждой из нас есть идеалы, решения, которые мы откладываем до «понедельника»: начать делать зарядку, учить английский язык, и каждый раз находится какая-та важная причина, почему мы откладываем это на потом. Так же и главная героиня Марина в этом случае захотела прервать круг насилия. И в эпизодах, когда она встречается с собственным бессилием в истории с девочкой Лерой, которую якобы изнасиловал отец, она просит Андрея (милиционер, главный герой в фильме, – пример.ред.) не решать эту проблему простым мордобоем, способом, который, по его мнению, больше всего подходит в данной ситуации. Героине хочется видеть еще какие-то варианты решения проблем. Она хочет любить и видеть это проявление чувств.
То есть вы оправдываете поведение главной героини?
Она – человек, и так же, как и мы, запуталась. Истины, которые я сейчас произношу, мы слышим каждый день, но мы же прислушиваемся к себе, не действуем по принципу «око за око», ищем разумные варианты для поиска ответов. И, если мы для себя принимаем решения делать только так и никак иначе, в жизни обязательно найдется ситуация, когда необходимо будет поступить совершенно иным образом, пересмотреть свои принципы.
Как близкие и родные отнеслись к вашей роли в фильме «Портрет в сумерках»?
У меня очень любящая и продвинутая мама, и ее реакция была для меня крайне неожиданной: она очень жалела героя Андрея, беспокоилась, что же с ним будет, когда в последней сцене он идет, как щенок, за героиней Мариной по обочине. Поэтому, это поддержка и понимание со стороны мамы, умение разглядеть в сложном сценарном повороте истину и глубину.
Откуда вы черпаете силы и вдохновение для своей работы?
От любимых людей, от друзей, от жизни в целом. В этом плане я мало чем отличаюсь от остальных людей.
Как выглядит для вас идеальный вечер пятницы?
Я люблю компании, мне нравится общение, люблю встречаться с людьми и приглашать их в гости. И всегда могу найти время для друзей.
Как вы начинаете свое утро?
Я – «сова», могу лечь спать под утро. С другой стороны, мне нравится просыпаться очень рано, – по работе или по другим обстоятельствам, – в 6-7 утра, это время для меня магическое, легко дышать и ощущать свои желания, много энергии. Я люблю йогу, – мне удалось поработать в Нью-Йорке, а там все помешаны на ней, – в особенности бикрам-йогу, которой занимаешься в помещении при сорокаградусной жаре и при определенной влажности; комплекс упражнений увеличивает приток кислорода и улучшает выведение токсинов из организма, таким образом, через полтора часа ты чувствуешь легкость и наполняешься силами. И если удается заниматься пару раз в неделю, то это хорошо.
Какие темы стоит раскрывать в кино?
Любые. Если работать в жанре авторского высказывания, быть первопроходцем, – когда берешь неудобную тему и неудобно о ней говоришь, – это всегда демонстрирует автора в выгодном свете. Потому что когда режиссеры берут сложную тему и говорят о ней банальным способом, демонстрируя заурядные вещи, это не вызывает никаких чувств. Настоящие авторы рискуют, берут тему, выворачивают наизнанку, показывают суть, которую мы не привыкли видеть, когда в «плохом» персонаже мы ощущаем глубину, почему он так себя ведет, и какой есть выход в его положении. Хорошие режиссеры пробуждают новые чувства, заставляют дышать, учат нас думать и отличать аморальные поступки от человеческих ценностей.
По каким критериям вы отбираете фильмы на ваш фестиваль «2morrow»?
По тем же принципам, по которым сами снимаем кино: ищем новаторов, тех, кто умеет достойно обыгрывать самые разнообразные темы, и умеют рисковать, быть непонятыми, осмеянными, остаться в проигрыше, без работы. Делаем ставку на мастеров, которые говорят о привычных вещах новым языком.
Какие качества важны в мужчине?
Мужчина должен быть мужчиной, без суеты. Не люблю тех, кто постоянно спешит и у них все валится из рук. Мыслить категориями – значит быть готовым встретить полную противоположность желанному, стоит быть аккуратнее со словами и мыслями. Главное это внутреннее достоинство и отсутствие суетливости. Когда мужчина собирает себя «в кулак» и действует вопреки океану эмоций, который встречается на его пути.
У вас есть зависимости, вредные привычки?
Много пью кофе, но с легкостью могу от этого отказаться при необходимости или желании, как, в принципе, и от массы других вещей, если это будет идти мне во вред. Раньше раздражало постоянное пользование социальными сетями, – в телефоне или на компьютере, –потом поэкспериментировала и смогла от этого отказаться.
Что любят делать ваши руки?
У меня есть две собаки: гладкошерстная такса и джек-рассел-терьер. И когда руки свободны, они всегда рядом. Из-за большой загруженности на работе время для животных всегда нахожу.
Сколько украшений должно быть на женщине?
Правил нет. Женщина должна выглядеть гармоничной. Кто-то может быть увешан безделушками, а другим это попросту не идет. Есть две крайности, которые мне очень нравятся: Жанна Агузарова, эпатажная, как «наряженная елка», свободная и гармоничная в своем образе, и Тильда Суинтон, тотальный минимализм, сложно вспомнить во что она была одета, видишь только ее голое лицо. Лично я люблю носить серьги.
Какие цвета преобладают в вашем гардеробе?
В зависимости от периодов. Сейчас у меня в приоритете черно-серо-бежевая гамма. Мне не нравится, когда одежда говорит за человека, на первом плане должно быть лицо. В последнем фильме «Велкам Хом», героиня Саша, которую я играю, совершенно с иным характером, она мне открыла прелесть эпатажного стиля в одежде, со сложными комбинациями вещей.
Есть ли проект, над которым вы уже работаете или планируете приступить?
Работаем с Ангелиной Никоновой над сериалом, и разрабатываем еще один художественный фильм. Детали съемок еще в процессе разработки, в России крайне быстро меняется фактура, архитектурная история, которая была совершенно иная еще 10-15 лет назад. Сейчас нет госконтроля над архитектурным стилем и высотой зданий, поэтому европейское видение активно вносит коррективы в красивый постройки прошлых столетий. Финансовая свобода заметно ускоряет темпы развития архитектуры, что заметно отражается на исторических зданиях, их попросту уничтожают, продают площадки под застрой небоскребов и город теряет привычное лицо, заимствуя западные образцы в строительстве. Поэтому говорить с уверенностью что будет завтра в России, к чему приведут решения правительства и будем ли мы ощущать возможность свободно создавать свои проекты, сложно. Моя команда определит место, которое нам подойдет для съемок, ближе к началу работы.
Текст: Анастасия Василишина и Павел Щур
Фото: Карине Полянская