Переселенка из Авдеевки открыла свое дело в Одессе
Самый важный ресурс начинающего предпринимателя — деньги? Impact Hub Odessa опровергает это расхожее мнение. Уже четыре года выпускники тематических инкубаторов Импакт Хаба открывают успешные социально значимые бизнесы. Например, Наталья Панфилова — вынужденная переселенка и участница программы “Новый отсчет”, в короткий срок запустила “с нуля” свой бизнес и влилась в непростой бизнес-мир Одессы.
Оставить все, чтобы начать с нуля
Уехать на море на пару недель с несколькими чемоданами летней одежды, не зная, что домой вернуться возможности уже больше не будет, а жизнь придется начинать с чистого листа в чужом городе. Для большинства такая история покажется ночным кошмаром. Для жительницы Авдеевки Натальи Панфиловой все это воплотилось наяву. Война на Востоке Украины вынудила женщину вместе с семьей уехать из родного города. Как обычно бывает в таких случаях, беженцы покидали родной «насест» практически без ничего. Свое будущее семья видела в Одессе — «жемчужине у моря» и одном из наиболее продвинутом бизнес-сити Украины.
Чем заниматься на новом месте вопрос не стоял. Почти 20 лет Наталья зарабатывала, готовя и продавая чебуреки. Но ее маленький бизнес остался в Авдеевке — оборудование, поставщики сырья, продавцы, клиенты. “В активах” были только желание возродить свое дело и незнание, как это сделать с пустыми карманами в незнакомой среде.
У семьи не хватало денег на жизнь. Тут бы детей прокормить, а не думать стартовом капитале. Но правду в народе говорят — «кто ищет, тот найдет»: настойчивость Натальи привела ее на бизнес-курсы для переселенцев, которые запустил известный уже не только в Одессе, но и в Украине — центр социальных инициатив Impact Hub Odessa.
«Нас возили на лекции, учили, как делать бизнес, даже если на старте ничего нет. Разъясняли нюансы, которые обычно узнаешь уже в ходе работы. Семинары и тренинги вели известные люди, которые давно состоялись как бизнесмены. Это ценный опыт, его ничем не заменишь. Такого рода обучение дорогого стоит. Но нас обучали ради общественного блага, бесплатно. Это невероятно. Пройдя все этапы тренингов и мастер-классов, мы предстали перед задачей сформировать свой бизнес-проект и защитить его. Лучшие рассчитывали на получение гранта», — рассказала Наталья Панфилова.
Оказаться среди победителей было непросто и Наталья на это практически не рассчитывала. Дескать, и так повезло, что научили все сделать правильно. Этого уже достаточно для старта. Но Наталья все-таки вошла в число авторов лучших бизнес-идей. Конкуренция была жесточайшая. На первые места претендовало 163 заявки. Победа в конкурсе сулила грант в 30 тыс. гривен.
Искренность делает свое…
«Когда я пришла на конкурс, то оробела донельзя. Посмотрела на те проекты, которые подали другие кандидаты и почти опустила руки. Люди предлагали нечто современное, передовое, сложное. А тут я со своей чебуречной. Мне казалось, что у меня ничего не получится, что на такое инвесторы никогда не дадут денег», — поведала Наталья.
Тем не менее, защищать проект она шла полная вдохновения, сумев в последний момент победить грусть и отчаяние. Говорила от души, простыми словами, поскольку не владела экономическими терминами: «Я инвесторам рассказывала, что готова кормить голодных, что у меня есть мечта купить собственный дом. Говорила, какие у меня вкусные получаются чебуречки с грибами и помидорами. Они у меня спрашивают, какой у вас сегмент? А я даже не знала, что это за слово такое. Сейчас уже знаю, что спрашивали о людях, которые покупают мои чебуреки».
Искренностью Наталья зацепила инвесторов. Один из них подошел и сказал — даже если она не победит, он сам даст деньги на запуск ее бизнеса, вне конкурса. Но Наталья все же вошла в число лучших, получила грант и открыла мини-чебуречную на одесском «Новом рынке».
«Когда мне сказали, что я обладатель гранта, я тут же бросилась искать место. Но аренда квадратного метра площади от 4 до 6 тыс. гривен в месяц висела дамокловым мечом над моим проектом. Я думала — сколько мне нужно жарить чебуреков для того, чтобы потянуть такие затраты. И понимала, что придется работать круглые сутки», — сетовала Наталья.
Но «круглые сутки» работать не пришлось. Один из предпринимателей, принимавший участие в социальных проектах Импакт Хаба, решил помочь Наталье подыскать удобную и адекватную по цене коммерческую площадь на рынке. Кроме этого, профинансировал инфраструктуру будущей чебуречной.
«Когда я уже получила грант, он мне помог с местом — договорился с директором рынка, чтобы мне выделили точку. И два месяца, пока я начинала, вообще не платила аренду. Он мне также подсобил средствами — для того, чтобы я провела воду и свет», — поделилась женщина.
Сегодня Наталья железно уверена в том, что стартовый капитал — не главное. Первостепенное значение имеет желание открыть свое дело и общение с теми, кто уже прошел этот путь. Именно благодаря этому ее бизнес заработал. В очень сжатые сроки «авдеевские» чебуреки настолько полюбились одесситам, что предпринимательнице пришлось задуматься о расширении.
«У меня уже другие масштабы, я физически не справляюсь. Продажи выросли. О 100 чебуреках в день уже и забыла. Сейчас надо готовить 200 ежедневно», — рассказывает Наталья.
Она охотно делится рецептурными идеями, рассказывает нам о нескольких необычных начинках. Изюминкой считает чебуреки с вишнями или тыквой. Примечательно, что многие из новых рецептов подкидывают сами клиенты.
«У меня прекрасные рецепты начинок, которые очень нравятся покупателям. Например, брынза с помидором, сыр с грибами – как жульен. Еще я по просьбе людей делаю овощные чебуреки с тыквой. С вишнями заказывают. Люди сами подходят и просят какие-то начинки, предлагают свои рецепты».
Наталью длительное время не покидала мысль — почему в Impact Hub Odessa помогают бесплатно в то время, когда множество коучей и тренеров продают свои знания за большие деньги. Вскоре ей пришлось принять идею о том, что для некоторых бизнесменов «самовыражение» проявляется в стремлении достичь не дополнительной рентабельности, а позитивного социального эффекта в родном городе, регионе и стране в целом. В Одессе, в частности, благодаря ряду реализованных проектов беженцами с Донбасса — такими же, как Наталья, наблюдается позитивное к ним отношение — как к людям, которые могут создать бизнес в сложных условиях, упорно трудиться и достигать хороших показателей за короткое время. Кооперация состоявшихся бизнесменов с новичками превозмогает разобщенность и делает украинцев сильнее, как единую нацию, — такое мнение, в частности, высказал основатель Impact Hub Odessa Егор Гребенников в своей колонке на сайте «Украинской правды».
Мечтаю пахнуть духами, а не маслом
Справиться с возрастающим количеством покупателей Наталье сложно. Поэтому она еще раз обратилась в Impact Hub Odessa, имея четкое видение того, что хочет достичь. В ее планах — закупить профессиональное оборудование, потому что вручную вытянуть большие объемы невозможно. Необходимы тестомешалка, раскаточная машина и другая техника. К поиску помощников Наталья подходит очень ответственно. Просто подыскать кого-либо, умеющего месить тесто — мало, уверена она. Необходим такой работник, который будет любить свое дело, вкладывать всю душу в готовку вкусностей для покупателей. По мнению предпринимателя, таких сотрудников можно только «вынянчить».
Наталья рассказала, что недавно к ней обратилась девушка с просьбой научить ее делать вкусные чебуреки. Как оказалось, потенциальная ученица также планирует открыть свою чебуречную и у нее уже есть место, оборудование.
«Мы объединим усилия. Я буду технологом там работать. А на эту точку я могу поставить другого человека. Я уже думала о том, как мне расширяться? Ведь, мест нет, все очень дорого. Но когда что-то делаешь, всегда находится кто-нибудь, кто может работать вместе с тобой», — поделилась радостью Наталья.
Между тем, в Авдеевке, на месте, где когда-то Наталья торговала чебуреками, уже разросся бизнес других людей. Ее бывшие коллеги звонят ей и рассказывают о своих успехах. «Говорят, что продают свои чебуреки по 7 гривен, а я — по 12. Дескать, мне повезло. Да уж, повезло!» — иронизирует женщина.
Повышать цены Наталья не хочет: «Я не люблю поднимать цены. У меня столько пенсионеров, столько людей, которые нуждаются. Они ко мне приходят, делятся своими проблемами».
При этом сокровенная мечта у Натальи — вне сферы общепита. Женщина мечтает открыть свой салон красоты. Первый сотрудник будущего предприятия уже подрастает – дочь Даша осваивает профессию мастера парикмахерского искусства. «Я мечтаю благоухать духами и ходить в салоны красоты. Но пока так получается, то вот уже 20 лет я жарю чебуреки и пахну маслом», — улыбается Наталья.
По ее словам, приоритетом любого предпринимателя должно быть доброе имя, а не богатство. Безусловно, что с таким видением жизни у Натальи наверняка все получится — и не только с чебуреками, но и другими бизнес-идеями. Ведь, с ее настойчивостью и желанием работать — нет разницы где и когда начинать свое дело, особенно, если в стране есть люди, готовые бескорыстно помогать ближним становиться на ноги.
Автор: Елена Новикова/Источник