Полиция нарушила закон на митинге в Горсаду — опубликован подробный отчет о событиях
Центр правового мониторинга «Гідність» опубликовал подробный отчет происходящих событий в Горсаду 18 ноября на митинге в защиту Летнего театра, сообщает Одесский Кризисный Медиа Центр. Отчет представили Татьяна Герасимова, руководитель «Центра правового мониторинга «Гідність» и Владислав Сердюк, эксперт группы 2 мая, подполковник милиции в отставке. Согласно отчету, полиция несколько раз нарушила закон о полиции: правоохранители были без опознавательных знаков, не производили задержание самых агрессивных участников митинга, использовали силу против мирных участников митинга.
Отчет о мониторинге проведения акции одесситов “Сохраним Горсад для потомков”18.11.2017 г.
Место проведения акции: Одесский Горсад, Летний театр, Думская площадь
Дата: 18.11.2017 г.
Тематика акции: протест жителей г. Одессы против многоэтажной застройки Летнего театра в Городском саду
Продолжительность мониторинга общественными наблюдателями: 11.45 – 14.30
Продолжительность акции: 12.00 – 15.00
Количество участников акции оценивалось приблизительно: около 1000 в Горсаду и Летнем театре, около 150 на Думской площади
Количество сотрудников правоохранительных органов: (приблизительно) патрульная полиция – более 100 человек, полиция спецназначения – более 100, Национальная гвардия – 200.
Общее описание событий: участники акции собрались в городском саду с целью выразить протест против планов застройки территории общего пользования – Летнего театра в Горсаду. Поводом послужило обнародование в фейсбуке руководителя ОО “Зеленый лист” Владислава Балинского “Акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению” от 03.11.2017 г. В соответствии с этим документом, на территории Летнего театра, который является частью Горсада, предполагается удалить 109 деревьев и один куст для расчистки территории под строительство административного здания с вспомогательными торговыми помещениями и инфраструктурой для отдыха.
Одно из любимых мест отдыха одесситов – Городской сад – находится в самом сердце города, недалеко от улицы Дерибасовской. Сад был разбит в 1803 году Феликсом де Рибасом, который в 1806 г. подарил его гражданам Одессы “в вечное пользование”. Летний театр является составной и неотъемлемой частью Горсада, но, в отличие от остальной ухоженной территории, с начала двухтысячных закрыт от посетителей и взоров горожан и пребывает в довольно плачевном состоянии.
В декабре 2016 г. решением Одесского горсовета территория Летнего театра была передана в аренду частному предприятию “Солинг” на 49 лет за 1567897,87 грн в год для эксплуатации и обслуживания театрально-торгово-развлекательного комплекса. Собственники компании зарегистрированы на Кипре.
Первая акция протеста против вырубки деревьев и застройки территории театра прошла 14.11.2017 г. – сначала в здании Коммунального предприятия “Центр экологических проблем и инициатив”, а затем – у закрытых ворот Летнего театра. В акции участвовало несколько десятков активистов патриотических организаций и общественников, которые занимаются проблемами сохранения зеленых насаждений в Одессе. Так как этих граждан не пустили на территорию Летнего театра, было решено провести акцию протеста в субботу, 18.11.2017 г. Для этого в фейсбуке была создана страница мероприятия.
1 тысяча пользователей фейсбука изъявили желание посетить мероприятие, 2,7 тыс. граждан заинтересовались мероприятием.
17.11.2017 г. организаторы подали в Одесский городской совет уведомление о проведении акции, просили обеспечить безопасность граждан, присутствующих на мероприятии “Сохраним Горсад для потомков”. Опрос организаторов акции показал, что никто из ГУ НП с ними не связывался для согласования плана мероприятия и плана охраны публичного порядка.
Поздно вечером были зафиксированы активные действия застройщика для того, чтобы не допустить на территорию театра горожан: шестеро рабочих поспешно мазали стены бетонного забора солидолом, еще трое монтировали на деревьях у входа камеры видеонаблюдения, центральные ворота изнутри укрепили металлическими балками. Велись сварочные работы.
Короткое описание действий участников
Начало акции была анонсировано на 12.00. К этому времени на территории Горсада собралось несколько сотен граждан, у многих в руках были плакаты. Несколько плакатов активисты прикрепили на ограде ротонды, несколько – на воротах Летнего театра. Все плакаты содержали призывы не допустить застройки Летнего театра очередным торговым центром, сохранить его как место отдыха и развлечения. Много плакатов обыгрывали известные только одесситам мэмы и факты: “Доверяй типам”, “Горсад=Ворсад? Warсад!!!” “Нам не нужен лысый город!”, “Не ви будували, не вам руйнувати”, “Давайте любить Одессу, она у нас одна”.
Ни одного плаката с оскорбительными или дискриминационными высказываниями не зафиксировано. Самые креативные и остроумные плакаты собраны здесь.
К собравшимся у ворот Летнего театра подошел представитель застройщика Игорь Коваленко, который объяснял, что на этой территории не планируется ни уничтожения зеленых насаждений, ни многоэтажной застройки.
У закрытых ворот Летнего сада начался мирный митинг. Выступали активисты, журналисты, руководители общественных организаций.
В это время возле аллеи, идущей параллельно забору в сторону ул. Преображенской, возник конфликт между активистами патриотических организаций и полицией. Вначале один из активистов (предположительно, из НК “Азов”) залез с помощью деревянной лестницы на дерево, изменил угол обзора размещенной там накануне камеры видеонаблюдения и так же спокойно спустился. Подразделение, внешне похожее на подразделение полиции особого назначения, однако не имеющее обязательных жетонов на униформе и знаков отличия на шлемах, быстрым шагом приблизилось к активистам, стоявшим под деревом, и попыталось не то задержать активиста, который залезал на дерево, не то выдавить группу людей с территории под деревом. Активисты сопротивлялись. Возникло противостояние. На отметке 1.27 видно, как один из полицейских целенаправленно бьет ногой в затылок лежащего на земле человека. Видео ГО “Оберіг”.
Видео с другого ракурса. Активист спустился с дерева. Другие активисты, стоявшие под деревом (некоторые одеты в униформу НК “Азов”, “Свобода” и других организаций), с криком “Раз, два, три!”, “Мусора, б…дь!” начали атаку на полицейских без применения газа, палок и каких-либо иных спецсредств. Видео Бориса Медведева
На видео Александра Вельможко не видно, кто инициировал столкновение, но хорошо видно, что активист не снимал видеокамеру с дерева, а только изменил ее положение
В ход пошел слезоточивый газ.
Полицейские после столкновения. Никаких знаков отличия, обсыпаны белым порошком после применения спецсредства. Полицейский слева показывает фотографу неприличный жест.
В это время митингующие открыли левые ворота и вошли на территорию Летнего сада.
Видео Дмитрия Птяшко
Центральные ворота были накануне заварены металлическими балками, их пришлось отрывать.
Затем центральные ворота тоже открыли, все желающие смогли попасть на территорию Летнего сада.
На возвышении в центре театра митинг продолжился.
Начался сбор подписей под резолюцией участников митинга с требованием разорвать договор аренды земли Летнего театра между Одесским городским советом и фирмой “Солинг”, признать территорию Летнего театра частью Горсада.
На территории Летнего театра участники акции обнаружили кучу плитки, сложенной возле ворот.
Участники акции заняли обе территории – и Горсада, и Летнего театра. Казалось бы, мероприятие подошло к логическому завершению.
Однако в этот момент началось противостояние полиции и граждан справа от центральных ворот со стороны Горсада. Что послужило причиной, наблюдателям установить не удалось. Однако из опроса очевидцев нам стало известно, что кто-то начал кидать камни в полицейских. Часть камней летела сверху, с крыши бывшего японского ресторана, примыкающего к бетонной стене забора.
Затем обе стороны начали применять слезоточивый газ. Началось жесткое противостояние.
Видео ГО “Оберіг”. На отметке 4.21 полицейский бьет дубинкой по спине Владислава Балинского, призывающего прекратить противостояние. Также от действий полицейских пострадали активисты Олег Михайлик, Александр Жироносенко, наблюдатель Леонид Иванышко, получившие струю слезоточивого газа в лицо. Больше всех пострадал Александр Жироносенко, которому граждане вызвали бригаду “скорой помощи”.
Позже нам удалось без труда найти одного из тех молодых людей, кто кидал камни, – парень и не скрывал, что делал это. Однако полицейские не пытались его задержать, как и остальных.
Еще одного задержали сами участники акции в Летнем театре и жестко отчитали.
В результате противостояния был ранен в голову начальник Главного управления Национальной полиции Украины в Одесской области Дмитрий Головин.
После этого полиция перестроилась и перекрыла центральный вход в Летний театр. С какой целью это было сделано, неясно, но это усилило противостояние. Попытки наладить диалог со стороны полиции были безуспешными. У одного из полицейских в руках была замечена остро заточенная палка. Владислав Балинский потребовал объяснений, для чего он использует палку. На отметке 3.49 один из активистов брызнул газом в полицейских, они без промедления и без предупреждения брызнули в ответ. Видео Дмитрия Птяшко
Противостояние закончилось, когда часть активистов приняла решение отнести снятые железные створки ворот к мэрии на Думскую площадь. Видео Юрия Дьяченко
Ворота прислонили к дверям горсовета, закрыв вход. Один из активистов в балаклаве саперной лопаткой разбил несколько стекол в дверях.
Кроме Дмитрия Головина, 18.11.2017 г., по сообщению на официальном сайте ГУ НП Украины в Одесской области, было ранено еще 6 полицейских.
На следующий день, по сообщению Думской, в полиции уточнили число пострадавших полицейских – эта цифра выросла до 20. Диагнозы – черепно-мозговые травмы, сотрясение головного мозга, гематомы, ушибы, химические ожоги кожи и верхних дыхательных путей, а также конъюнктивит химического происхождения.
По факту событий в городском саду 18.11.2017 г. открыто производство по ч. 4 ст. 296 УК Украины (хулиганство) и ст. 345 (угроза или насилие в отношении сотрудника правоохранительного органа).
Действия участников акции и полиции, которые могли спровоцировать конфликтную ситуацию или нарушение законодательства
В ходе акции было зафиксировано как минимум три столкновения:
- Между активистами и полицейскими после того, как один из активистов залез на дерево с целью поменять ракурс камеры видеонаблюдения. Причина столкновения досконально неизвестна. Однако реакция полицейских на события была неадекватной. Вместо того, чтобы окружить толпу и выявить наиболее агрессивно настроенных активистов, полицейские стали рассекать ее, жестко расправляясь с людьми. С обеих сторон был применен слезоточивый газ. На видео зафиксировано, как один из полицейских бьет лежащего на земле человека ногой.
- Неизвестные кидали камни в полицейских, чем спровоцировали серьезное противостояние, в ходе которого пострадали и граждане, и полицейские. Однако со стороны полиции не последовало ни одной попытки выявить и задержать нарушителей. Вместо этого полицейские начали размахивать дубинками и наносить удары по участникам акции, которые призывали к прекращению противостояния (Владислав Балинский).
- Во время перекрытия полицейскими центрального входа в Летний театр активисты применили слезоточивый газ. Полиция применила в ответ слезоточивый газ мгновенно, без предупреждения, даже не попытавшись задержать нарушителя и применить другие, более мягкие меры реагирования. Один из полицейских без жетона держал в руках заточенную деревянную палку, которой он размахивал и, возможно, наносил удары по участникам акции.
Таким образом, провокации неизвестных лиц, во-первых, ”развязали руки” полиции и дали ей повод использовать спецсредства против общественников, которые не применяли радикальных методов протеста. При этом многократно был нарушен как Закон Украины “Про Национальную полицию”, Правила этического поведения полицейских, соответствующие ведомственные приказы и инструкции, так и Конституция Украины, а также Конвенция о защите прав людей и основополагающих свобод.
Во-вторых, провокаторы пытались, видимо, продемонстрировать обществу неконструктивность, радикализм гражданского общества Одессы. Однако вопреки действиям полиции, благодаря сдержанности и законопослушности большинства участников акции эта цель не была достигнута.
Анализ действий подразделений ГУ НП Украины в Одесской области: тактические ошибки и нарушения закона
Конституция Украины в статье 39 прямо гарантирует право гражданам на митинги:
Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка – с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
То есть гражданам, чтобы провести мирное собрание, не надо брать разрешение у властей. Надо только ее предупредить. И если власть не обратится в суд и тот не предоставит запрет на проведение митинга, – ничего не препятствует его проведению.
Конституция Украины четко определяет, кто и что может делать:
Статья 19. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
То есть граждане могут делать все, что не запрещено законодательством.
В то время, как Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Т.е. должностные лица, в т. ч. правоохранительные органы обязаны действовать исключительно в рамках законодательства и только способом, который в этом законодательстве прописан.
Кроме этого,
Статья 28. Каждый имеет право на уважение его достоинства.
Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению либо наказанию.
Статья 29. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
ратифицирована Украиной 11.09.1997 г.
Статья 3 Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 11 Свобода собраний и ассоциаций
Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний.
Как действовали правоохранительные органы во время мирной акции в Горсаду 18.11.2017 г.?
Для обеспечения публичного порядка во время проведения акции в Горсаду было направлено большое количество сотрудников правоохранительных органов: патрульная полиция – более 100 человек, полиция особого назначения – более 100 человек, Национальная гвардия – около 200 человек, сотрудники превентивной полиции – 4 человека. Цифра будет уточнена после получения ответа на информационный запрос в ГУ НП Украины в Одесской области.
В своей деятельности полиция обязана руководствоваться Законом Украины “О Национальной полиции”, Конституцией Украины, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, международными договорами и законами, ратифицированными Украиной, ведомственными инструкциями и правилами, в частности, Правилами этичного поведения полицейских, Правилами ношения униформы полицейских.
Однако во время акции в городском саду и Летнем театре были зафиксированы серьезные нарушения со стороны полиции.
- Отсутствие опознавательных знаков на униформе полицейских.
Ст. 17 Закона Украины “О Национальной полиции” (далее – Закон) определяет, что полицейский – это гражданин Украины, принявший присягу полицейского, который проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции. Полицейский имеет служебное удостоверение и специальный жетон. Образец и порядок выдачи служебных удостоверений и специальных жетонов утверждает Министр внутренних дел Украины.
Приказом МВД Украины от 23.12.2015 г. утвержден образец жетона:
Ст. 20 Закона регламентирует понятие “Униформа полицейского”. Образцы предметов униформы утверждает Кабинет министров Украины. Правила ношения униформы утверждены специальными Правилами (Приказ №178 от 19.08.2017 г.).
На униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким обозначением его специального жетона. Полицейскому запрещено снимать с униформы или прятать нагрудный знак, а также каким-либо иным способом препятствовать чтению информации на нем или фиксированию с помощью технических средств.
У полицейского подразделения специального назначения номер нагрудного знака дополнительно размещается на униформе и шлеме таким образом, чтобы его можно было прочитать или зафиксировать с помощью технических средств, кроме случаев, когда такие полицейские в соответствии с решениями уполномоченных лиц полиции выполняют задания в режиме секретности. В осенне-зимнее время нагрудный знак с обозначение жетона размещается на куртке. Разрешается размещение нагрудного знака на бронежилете.
Акция в Горсаду 18.11.2017 г. была заранее анонсирована как общественное мероприятие, уведомление о нем было заранее направлено в Одесский городской совет. Подразделения полиции также были оповещены о планировавшейся акции и обязаны были охранять публичный порядок. Следовательно, они должны были быть экипированы в соответствии с Законом, т.е. жетоны, нагрудные знаки на униформе, а также на шлемах полицейских из спецподразделений должны были быть размещены в обязательном порядке и быть видны окружающим.
Однако 18.11.2017 г. наблюдателям и журналистам удалось обнаружить жетоны только у руководителей одесской полиции – начальнике ГУНП Украины в Одесской области Дмитрия Головина
начальника Управления превентивной деятельности ГУНП в Одесской области Ивана Ищенко
а также некоторых патрульных. У одних жетоны были видны, у других спрятаны.
У полицейских специального назначения ни жетонов, ни нагрудных знаков не было либо они были спрятаны.
- Непрофессиональные и незаконные действия полиции
а) Неоправданное и незаконное ограничение доступа граждан на территорию Летнего театра
В ст. 36. Закона четко определено, когда требование оставить место и ограничить доступ на определенную территорию со стороны полицейского является необходимым и законным: “Полицейский уполномочен требовать от лица (лиц) оставить определенное место на определенный срок либо запретить или ограничить лицам доступ до определенного места для обеспечения публичной безопасности и порядка охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения”.
После противостояния полицейских и гражданских лиц на участке территории, расположенной справа от входа в Летний театр со стороны Горсада, полицейские перекрыли вход на территорию Летнего театра, который находится в стороне от места столкновения. Хотя должны были оцепить участок, на котором произошло противостояние, с целью наведения порядка и фиксации правонарушений, задержания правонарушителей. В этот момент на территории Летнего театра находилось более 300 человек – обычных горожан, журналистов, руководителей общественных организаций. Там проходил мирный митинг и шел сбор подписей под Резолюцией митинга. В этот момент на территории Летнего театра ничто не угрожало ни жизни, ни здоровью людей. Также на территории Летнего театра до этого не было совершено никакого правонарушения, следы которого необходимо было зафиксировать. Поэтому перекрытие входа в Летний театр не только не было мотивировано, не было необходимым, но и было незаконным. Более того, перекрытие полицейскими центрального входа в Летний театр и недопущение остальных желающих зайти на территорию Летнего сада никак не способствовало установлению публичного порядка, а наоборот, усилило противостояние граждан и полиции.
б) Непрофессиональные, хаотичные действия, непропорциональное применение физической силы и спецсредств, превышение мер физического воздействия в отдельных случаях
В ст. 42 описаны полицейские меры принуждения, которые вправе использовать полицейские. Их три: физическое воздействие (сила); применение специальных средств; применение огнестрельного оружия. Во время акции 18.11.2017 г. полицейские использовали первые две меры меры принуждения – физическую силу и спецсредства. Разберемся с каждой по отдельности. Применение физической силы регламентировано ст. 44 Закона:
1.Полицейский может применять физическую силу, в том числе специальные приемы борьбы (рукопашного боя) для обеспечения личной безопасности или/и безопасности других лиц, прекращения правонарушения, задержания лица, которое совершило правонарушение, если применение других полицейских мер не обеспечивает выполнение полицейским полномочий, возложенных на него законом.
Насколько применение физической силы со стороны полицейских было оправдано после эпизода, когда активист спустился с дерева, поменяв на нем положение камеры видеонаблюдения? Группа активистов с криком, но без применения кулаков, палок и других предметов, кинулась на группу полицейских. Была ли возможность их остановить и успокоить, предотвратив тем самым более серьезное противостояние? Безусловно, была. В этом месте Горсада было сосредоточено достаточно сил полицейских, в частности, подразделение полиции особого назначения в количестве не менее 40 сотрудников. Толпа активистов, по нашим подсчетам, не превышала 30-40 человек. Их спокойно можно было оцепить и провести разъяснительную работу с помощью специалистов превентивной полиции, в крайнем случае – задержать. Вместо этого группа полицейских рассекла агрессивно настроенную толпу и применила грубую физическую силу, которая мало напоминала приемы рукопашного боя. На видео (отметка 1.27) хорошо видно, как одного из лежащих на земле парней полицейский бьет ногами.
Как видно из видео, никакого предупреждения не было. Был только удар ногой в голову лежащего человека (нарушение п.1 ст. 43 Закона).
Хотя обязан был остановиться и прекратить применять к этому гражданину силу, как только тот оказался на земле и не мог сопротивляться (нарушение п. 7 ст. 42 Закона: “Полицейский обязан немедленно прекратить применение определенного вида принуждения в момент достижения ожидаемого результата”).
- Для выполнения своих полномочий полицейские могут применять такие спецсредства:
- резиновые и пластиковые палки;
- электрошоковые устройства контактной и контактно-дистанционного действия;
- средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и т.п.);
- средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия;
- средства принудительной остановки транспорта;
- специальные маркировочные и красящие средства;
- служебные собаки и служебные лошади;
- устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия;
- средства акустического и микроволнового воздействия;
- устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений;
- устройства для отстрела патронов, оборудованные резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия;
- средства, оснащенные безопасными дымообразующими препаратами;
- водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.
Наблюдатели и журналисты зафиксировали применение двух спецсредств – резиновых или пластиковых палок и средств, оснащенных веществами слезоточивого и раздражающего действия. Их применение также строго регламентировано. В п. 3 ст. 45 Закона перечислены общие правила применения специальных средств. Резиновые и пластиковые дубинки применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) задержания лица, совершившего правонарушение, который оказывает злостное неповиновение законному требованию полицейского;
в) прекращение группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков.
Средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия, применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и / или объект, находящийся под охраной;
б) прекращение группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков.
Кроме того, в соответствии со ст. 43, который определяет порядок применения полицейских мер принуждения, полицейский обязан заранее предупредить лицо про применение физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия и дать ему достаточно времени для выполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье лица и /или полицейского или иные тяжелые последствия, или если в сложившейся ситуации такое предупреждение было неоправданным или невозможным. Предупреждение должно быть сделано голосом, а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей – через громкоговорители, усилители звука. Кроме того, полицейские обязаны предоставлять неотложную медицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате применения мер принуждения.
В случае с ударом дубинкой организатора акции Владислава Балинского ни одно из этих условий не было выполнено. Балинский ни на кого не нападал, не совершал правонарушения, не оказывал сопротивления, а наоборот, старался прекратить нарушение общественного порядка.
Мы видим на видеозаписи, что люди, одетые в полицейскую униформу, но без обязательных опознавательных знаков в виде нагрудных жетонов, хаотично размахивают пластиковыми палками. Активист Балинский лицом к ним машет высоко поднятыми руками, призывая прекратить противостояние. Но как только он поворачивается спиной к полицейским, один из них без всякого предупреждения бьет его дубинкой по спине (на отметке 4.21).
Применение газа также было хаотичным либо прицельным, чем были нарушены установленные законом условия и ограничения, в частности, п. 2 ч. 4 статьи 45 Закона. Эта норма Закона предусматривает, что полиции (полицейскому) запрещено: при применении средств, оснащенных веществами слезоточивого и раздражающего действия, осуществлять прицельную стрельбу по людям, разбрасывания и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 полицейский ни при каких обстоятельствах не может применять меры принуждения, не определенные настоящим Законом. На видео
четко видно, что у одного из полицейских в руках находится деревянная палка – предмет, не входящий в перечень спецсредств. Активист Балинский требует от одного из находящихся недалеко командиров отреагировать. На видео также четко видно,что никто из руководителей полиции не делает замечание этому сотруднику с палкой и не требует немедленно убрать ее и прекратить нарушать закон.
Анализ нарушений сотрудников полиции, зафиксированные гражданами и СМИ
Действия наблюдателей по результатам мониторинга
Направлен запрос на имя начальника ГУ НП Украины в Одесской области Д.В. Головина с просьбой ответить на следующие вопросы:
- Какие подразделения и в каком количестве были отправлены на охрану общественного порядка во время акции “Сохраним Городской сад для потомков” 18.11.2017 г.?
- Сколько сотрудников правоохранительных органов пострадали во время охраны порядка 18.11.2017 г.? Сколько из них были госпитализированы?
- Какие спецсредства были применены полицейскими во время мирного собрания в Городском саду 18.11.2017 г.?
- Согласно ч. 6 ст. 45 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о применении к лицу специального средства. Сколько таких сообщений было отправлено в адрес руководителей подразделений по итогам охраны порядка в Городском саду 18.11.2017 г.?
- Сколько граждан пострадало 18.11.2017 г.?
- Скольки гражданам, пострадавшим от применения спецсредств 18.11.2017 г., полицейские оказали неотложную медицинскую помощь в соответствии ч. 4 ст. 43 Закона Украины «О Национальной полиции»?
Также предлагаем пресс-службе ГУ НП Украины в Одесской области обнародовать информацию о наличии плана охраны общественного порядка во время массовых мероприятий 18.11.2017 г. в Городском саду и приказ за подписью начальника ГУ НП Украины в Одесской области или другого вышестоящего руководителя Национальной полиции, о проведении служебного расследования по факту действий сотрудников ГУ НП во время охраны общественного порядка 18.11.2017 г. в Городском саду г. Одессы.
Вывод:
События в Городском саду Одессы 18.11.2017 г. имеют беспрецедентный характер со дня 2 мая 2014 г. За три с половиной года после Одесской трагедии никогда во время массовых акций протеста в Одессе не было столько пострадавших сотрудников правоохранительных органов в, казалось бы, абсолютно рядовой и никак не угрожающей чьей-либо жизни и здоровью ситуации. Поэтому необходимо провести серьезное расследование и определить слабые места в работе полиции по взаимодействию с гражданским обществом и в тактических действиях при охране общественного порядка во время массовых акций в городе.
Отчет подготовлен Центром правового мониторинга “Гідність”.