Режиссер Срджан Драгоевич: «Европейское кино не имеет хребта»
Срджан Драгоевич, югославский (как он лично говорит о себе) режиссер и сценарист («Красивые деревни красиво горят», «Парад» и др.), в рамках ОМКФ провел мастер-класс на тему «Кино и политика: социалистические кинематографисты в мире неолиберального капитализма». Срджан рассказал о том, почему он «за» пропаганду в кино, какие фильмы нужно снимать восточноевропейским режиссерам, о политкорректности в кинематографе и почему после просмотра украинских кинолент он подумал, что «украинцы рехнулись».
О проблемах нового европейского кино: самоцензуре и желании угодить аудитории
Есть одна тенденция среди молодых режиссеров – они пытаются угодить вкусам аудитории. И ничего нет опаснее, чем это. Они отходят от своих интересов и пытаются снимать кино на популярные темы. Каждый год есть своя топ-тема – права собак, потом права геев, цыган. Но наша цель — провоцировать аудиторию, мы не должны забывать, что среднестатистический зритель намного умнее, чем мы думаем. Просто нужно найти правильный способ, чтобы достучаться до публики.
Сегодня европейское художественное кино постоянно подвергает себя цензуре. Вырисовывается тенденция – европейское кино не имеет хребта, идеи. Они не борются за взгляд кинематографиста. Они аккуратно говорят, чтобы никого не задеть. И этот мир политкорректности совершенно убивает искусство.
О первом впечатлении об украинском кинематографе
Два года назад ко мне в руки попали семь украинских фильмов. Когда я их посмотрел, оказалось, что все они о Второй мировой войне! Я тогда подумал: «Они что, рехнулись?». У вас столько проблем – коррупция, проституция, а вы снимаете кино про Вторую мировую войну. Кто это будет смотреть?
Путь восточноевропейских режиссеров – снимать интеллектуальное жанровое кино
Есть интересная сфера кино для молодых фильмейкеров – это жанровые фильмы. Сейчас мы делаем скучноватые типичные арт-хаусные фильмы и забыли о свободе в жанровой сфере. Например, супер интересно – фильмы ужасов. Это очень важный жанр. Они могут быть интеллектуальными, артистичными. Я призываю вас снимать фильмы ужасов!
Что важно в кино для меня: я делаю некоммерческие фильмы и считаю себя автором – сам пишу сценарий, сам снимаю кино. Только в таком контексте можно говорить об авторском кино.
Кино – тоже ремесло, и мы все меньше говорим об этом. Все говорят о кино как об искусстве, но будучи художником, вы должны выйти на определенный уровень ремесла.
Если вы снимаете кино для трех тысяч человек, то ваше кино – г*вно. Тогда вам нужно поменять профессию.
О пропаганде в кино
Конечно, современное европейское кино – это пропаганда. И да, я за пропаганду, за позитивную манипуляцию. Если ваши взгляды правильные, и вы ратуете за права человека, пропагандируете солидарность, моральные ценности, то почему нет? Людей нужно учить, показывая положительные человеческие качества. Должна быть пропаганда хорошего и морали.
Елизавета Сокуренко