Сергей Лозница: «У каждого свой Майдан»
Долгожданная украинская премьера документальной киноленты Сергея Лозницы «Майдан» с невероятным аншлагом прошла на ОМКФ. Первыми хронику украинских событий увидели зрители на Каннском фестивале в украинском павильоне, а премьера на Родине фильма состоялась в рамках новой секции ОМКФ «Путь к свободе». Так, гости фестиваля смогли сквозь операторскую камеру и призму режиссерского видения снова увидеть события Майдана, вновь пережить глубокую трагедию страны, а после пообщаться с командой фильма — самим Сергеем Лозницей, оператором Сергеем Стеценко и продюсером Марией Шустовой-Бейкер. В ходе конференции съемочная группа рассказала о трудностях и специфике работы над картиной, о ее финансовой стороне, о фестивальной и прокатной судьбе фильма, а также о впечатлениях европейских зрителей.
Сергей Лозница акцентировал, что картина отражает очень важные исторические для Украины события, которые в будущем войдут в европейскую историю. Режиссер признался, что по-началу не думал, что будет снимать полноценную картину, но, по словам Марии Шустова-Бэйкер, было бы очень странно, если бы он не поехал бы туда и не начал снимал важные и переломные события для него и всего украинского народа. На протяжение четырех месяцев Сергей Лозница и его команда ходили на Майдан и вплоть до марта создавали кинофильм.
В ходе беседы стало совершенно очевидным, что «Майдан» породил, как позитивные впечатления, так и достаточно скептические и критические. Одни посчитали картину весьма объективной благодаря отсутствию каких-либо личных комментариев и конкретных историй, другие же не удовлетворило, что Сергей Лозница опустил трагические и важные эпизоды, придал съемке статичность и использовал длинные планы и, якобы, лишил картину эмоций.
«У каждого свой Майдан. И у меня он свой, который я вам продемонстрировал. Я старался избегать кровавых сцен, поскольку эмоции — не лучший советчик для мысли. Я намеренно исключил жуткие моменты, ведь у каждого зрителя есть предел чувствительности. Это мой личный эстетический выбор. А что касается поворотных моментов, то в фильм они включены», — рассказал режиссер.
Сергей Лозница подчеркнул, что не мог себе позволить делать фильм о конкретных героях: «Историю тут вершит народ. Именно он главный герой всех этих событий!». Режиссер признался, что длинные планы — это возможность всмотреться в лица людей, длительно наблюдать за их действиями и демонстрировать их на первом, втором и третьем планах, а также они не дают никаких оснований для обвинений, что использовался монтаж.
По словам Лозницы, западных зрителей потрясли события показанные в фильме. «Голландцев, например, поразило чувство народа. Это для них открытие и восхищение», — рассказал режиссер.
О финансировании картины аудитории поведала Мария Шустова-Бейкер. Продюсер призналась, что производство фильма финансировала нидерландская компания, а с дистрибуцией помогли французы. Бюджет картины составил 95 тыс. евро.
Команда «Майдана» сказала, что собирается показывать фильм во всех уголках мира. Так, после ОМКФ «Майдан» отправится на фестивали в Карловы Вары, Иерусалим, Батуми, Буэнос-Айрес. В украинском прокате «Майдан» появится с 24 июля.
Дарианна Олейникова
Фото: Пресс-служба кинофестиваля и Николая Вдовенко