Смена пола, юные наркодиллеры и свидетель маминой измены – первый день Кинофестиваля
Первый день кинопоказов в Кинофестивальном дворце смело можно назвать подборкой фильмов о подростках. Культурометр делится впечатлениями.
Открыла программу лента «Жаркие летние ночи» Элайджи Бинума — о беззаботной богатой Америке 90-х. Приморский городок под Кейп-Коди, где летом жарко, а зимой холодно. Но это было особенное лето, когда на городок обрушился ураган, снесший его до основания. Удивительно, как режиссеру-дебютанту удалось сопоставить стихийное бедствие и личностные катастрофы. Картинка – сочная, по стилистике очень соответствует фильмам того времени, легкая радужная музыка 90-х, солнце, трава, молодые красивые, подростковый голос за кадром, который и ведет повествование, почти лубочный главный герой – несчастный лузер — все обещает легкое кино.
Лузер Дэниэл приезжает в городок к тетке, где все делятся на две категории: летние-залётные, у которых денег куры не клюют, и местные – которые на этих залётных деньги и делают. Главный товар – трава. «Ее курят даже взрослые», — говорит подросток за кадром. Главный красавчик, Гантер, который «настолько хладнокровный, что даже не потеет», красотка Кейла, о которой мечтают все парни округи, и лузер Дэнни, который и матери-то не особо нужен, не то что себе – «никто не хочет быть ним». Пока однажды Дэниэл не выурчает Гантера, припрятав его траву от полиции. Казалось, парень вытянул золотой билет – теперь он друг Гантера, вхож на самые крутые вечеринки и даже строит бизнес по продаже наркотиков. Тут же появляются суровый коп и туповатые бандиты, богачи и девочки-подпевалы. Но в какой-то момент фильм теряют эту поверхностную легкость и открывает зрителю закулисье. Гантер оказывается не так туп и не так прост, вульгарная Кейла – девственницей, суровый коп – бывшим наркоторговцем, а безобидный Дэнни – глазом урагана, который разрушает судьбы дорогим людям.
Все это время не покидает ощущение легкости бытия, легкая музыка, фотокарточки в стиле 90-х, горы сотенных купюр в пачках из-под хлопьев, первые поцелуи, коктейли через трубочку. И юношеский максимализм – когда либо все-либо ничего, ни у кого не просить о помощи, оставаться вечно молодым, и на коне. «Жаркие летние дни» — это первая гала-премьера Кинофестиваля, весьма многообещающая.
В фильме «Дикая жизнь» Пола Дано (это режиссерский дебют популярного актера) тоже есть мальчик-лузер Джо.
Он тоже только переехал в новый городок, но у него нет друзей и нет любимого дела. Зато есть родители – безработный отец, гордость которого уязвлена, и мать, которая старается быть идеальной женой. Она искусно прячет свои эмоции, старается быть образцом поддержки и сопереживания, утешает мужа и ищет работу, чтобы свести концы с концами. Пока он тоже пытается играть в игру «хорошая семья», это еще работает. Но как только он с головой ныряет в депрессию, распивая пиво, ее натянутый образ расходится по швам. И мать пускается во все тяжкие – алкоголь, вечеринки, измены, причем измены – на глазах у сына-подростка. Закрученный в водовороте взрослых страстей Джо превращается в ребенка-спасителя. Он во что бы то ни стало хочет вернуть семью обратно, лишаясь детства.
Бельгийская «Девочка» (режиссер Лукас Донт) начинается со сцены в постели – белокурая девушка ангельской внешности обнимает и играет с шестилетним мальчиком.
«Лара, Лара», — зовет от ее шепотом. Кто она ему, эта тонкая, изящная, с длинными пальцами и лебединой шеей красавица? Мать? Мачеха? Сестра? Некоторое время задаешься этим вопросом, хотя еще до первых кадров точно знаешь, это – брат. Семья – папа и двое сыновей переехали в другой город, чтобы начать новую жизнь. Потому что старший сын – это девочка, который родилась в теле мальчика. Она мечтает стать балериной и совершает титанические усилия, чтобы реализовать свою мечту. Ее принимают в одну из лучших хореографических школ страны, ее не буллят в новой школе, прописывают гормональную терапию, готовят к операции по смене пола, отец – принимающий и поддерживающий. И даже младший брат обращается с ней как с сестрой.
Толерантная Европа, и вроде все хорошо. Но почему этот человек так страдает? Она сбивает ноги в кровь, и никому не говорит об этом, танцуя с окровавленными ступнями и слезами на глазах. Заклеивает половые органы, чтоб пенис не выступал. Весь фильм – это напряжение, натянуты все струны. Сопереживание. Чем же закончится лента? Где конфликт? С чем борется Лара-Виктор? На протяжении фильма есть несколько подсказок на финал, очень тонких, но совершенно шокирующих. Такое просто невозможно. Но нет, она готовит миску со льдом, вызывает скорую помощь и … хладнокровно отрезает себе пенис, и совершенно счастливая оказывается в больнице.
Интересно, что пятнадцатилетнюю Лару играет пятнадцатилетний актер. Это его актерский дебют. Надо признать, великолепный.
«Девочка» — многообещающий старт международной конкурсной программы кинофестиваля.