Солнечный удар дождливой зимой (33 фото)
В пасмурный дождливый день, один из таких, которые навевают тоску и уныние, одесских журналистов пригласили на съемочную площадку картины под названием «Солнечный удар». «Оксюморон», — скажете вы. «Капризы природы», — отшутимся мы. Впрочем, идея Никиты Михалкова (а именно он выступает режиссером картины), решившего объединить в одном сценарии два полярных по тональности произведения Ивана Бунина: светлый чувственный рассказ «Солнечный удар» и пронизанный мрачными размышлениями дневник «Окаянные дни» — выглядит и вправду рискованной. Ценители кино и литературы, корреспонденты «Культурометра» поражались размаху авторского замысла.
Декорации возводили два месяца
[pe2-image src=»http://lh6.ggpht.com/-smXNBZdwCuM/VPjyB2guS5I/AAAAAAAAF_0/AoXnHuzhe3g/s144-o/265047_392659614161542_1017661517_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909807036746642″ caption=»» type=»image» alt=»265047_392659614161542_1017661517_n.jpg» ] [pe2-image src=»http://lh5.ggpht.com/-7nY6yJWedOI/VPjyC0WppYI/AAAAAAAAGAI/X5m64KI5lF0/s144-o/320943_392659880828182_753795230_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909823637497218″ caption=»» type=»image» alt=»320943_392659880828182_753795230_n.jpg» ]
Потемкинская лестница и прилегающий к ней Лунный парк в последнее время преобразились: здесь развернули перевалочный пункт белогвардейцев. Можно рассмотреть оборонительные укрепления, пушки, пулеметы, дозорную вышку, бочки с горючим, старые фургоны. Масштабные декорации устанавливали около двух месяцев, и результат производит впечатление: одесситы и туристы то и дело фотографируются на фоне творения московских художников.
Согласно сценарию, эпизоды, которые снимаются в Одессе, охватывают полтора дня (40 минут экранного времени). В перевалочном пункте белогвардейцы сдают оружие и погоны. Подробности истории создатели раскрывать не хотят, но из обрывков фраз можно сделать вывод, что дальнейшая судьба солдат и офицеров Белого движения трагична. Большевики затопят их на «барже смерти» — одной из плавучих тюрем, которые использовались в ходе Гражданской войны в России. Съемки этого эпизода пройдут в Белгороде-Днестровском.
В центре сюжета – любовная история
И здесь, чтобы окончательно не запутать читателей, нужно внести ясность. Как сооружения на Потемкинской лестнице являются декорацией для фильма, так и трагические страницы истории России являются декорацией для основной сюжетной линии фильма «Солнечный удар». В центре короткого одноименного рассказа Ивана Бунина – «дорожное приключение», мимолетная любовная связь поручика и незнакомки, имевшая место в одном из провинциальных волжских городков. Случайная интрижка обернулась для поручика светлым чувством любви к прекрасной даме, которая была замужем и воспитывала трехлетнюю дочь. Покидая городок, где провел с ней ночь, мужчина разом почувствовал себя «постаревшим на десять лет».
Эта простая, но пронзительная история очень тронула Михалкова. Идея экранизировать рассказ впервые появилась у режиссера еще в 80-х гг. прошлого века. Однако подступиться к фильму не удавалось – до недавнего времени, когда кинематографиста осенило: «Солнечный удар» в сценарии нужно объединить с «Окаянными днями», и тогда картина приобретает другой масштаб и смысл. Напомним, что «Окаянные дни» – это дневниковые записи Бунина. Писатель вел их в Москве и Одессе с 1918-го по 1920 год, когда навсегда покинул Россию. В этом произведении Бунин оценивал революцию как национальную катастрофу и подробно описывал зверства большевиков.
[pe2-image src=»http://lh4.ggpht.com/-NQVTKqI6xLk/VPjyDYj2GPI/AAAAAAAAGAM/xYZ5aV3E8z0/s144-o/397979_392659634161540_1652800375_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909833356515570″ caption=»» type=»image» alt=»397979_392659634161540_1652800375_n.jpg» ]
Извечный русский вопрос
В результате такого «слияния» личная драма разыгрывается на фоне общественной, и главный герой задается вопросами «о судьбах Родины».
– Главный вопрос заключается в следующем: кто виноват? – делится Никита Михалков. – Почему так произошло? Это вопрос, который главный герой задает себе и окружающим. Вывод из этого, на мой взгляд, очень справедливый: вина лежит на всех. Нельзя винить только большевиков, ведь они не с Марса приехали: это была история, созданная своими руками. Мне кажется, что это очень важно помнить именно сегодня. Важно не допустить новых «Окаянных дней», когда проливается кровь.
Артистичный народ
[pe2-image src=»http://lh6.ggpht.com/-0tTvQjHciRg/VPjyEIB1lMI/AAAAAAAAGAY/N-pdSnJY2mk/s144-o/45886_392659794161524_1899055090_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909846098777282″ caption=»» type=»image» alt=»45886_392659794161524_1899055090_n.jpg» ]
Медийные лица в «Солнечном ударе» почти не задействованы: это принципиальная позиция режиссера. В роли поручика снимается латышский артист Мартинс Калита, прекрасную незнакомку играет студентка одного из московских театральных вузов Виктория Соловьева. Единственная занятая в картине звезда – это Александр Адабашьян, который совместно с Никитой Михалковым и Владимиром Моисеенко написал сценарий к фильму.
Все статисты (а их около 350) были набраны в Одессе при содействии киностудии. Исполнители эпизодических ролей – актеры одесских театров. Рассказывая о важности массовых сцен, Михалков остановился на мастерстве статистов:
– Только кажется, что это некая серая масса. У нас был подробнейший отбор: если вы посмотрите на лица, которые снимаются в массовых сценах, то увидите, что любой человек может выйти на крупный план, потому что это лицо того времени. Я поражен тем, что 300 человек так профессионально и спокойно работают, и каждый знает, что делать. Люди очень артистичны, и я получаю удовольствие от работы всей команды.
Природа благоволит
[pe2-image src=»http://lh3.ggpht.com/-mpX7E4xk3eU/VPjyERv9LaI/AAAAAAAAGAc/Z23Skcolleo/s144-o/484737_392659604161543_880715024_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909848708132258″ caption=»» type=»image» alt=»484737_392659604161543_880715024_n.jpg» ]
По задумке авторов, два бунинских произведения, по сути два мира, в фильме будут противопоставлены. Первая часть картины – это солнечный и счастливый день на пароходе и в городке, где разворачивается любовный сюжет, а вторая – это история белогвардейцев в сером дымчатом промозглом городе.
Первую часть картины уже отсняли в 2012 году. В городе Гороховец Владимирской области был воссоздан волжский городок с небольшими улочками, газетными киосками, почтой, телеграфом. После группа переехала в Москву в павильоны «Мосфильма», где снимались эпизоды в каюте и других помещениях. Сцены на пароходе были отсняты на Женевском озере в Швейцарии (в России возникла проблема с участием в съемках единственного в стране действующего парохода).
Пасмурным одесским дням съемочная группа очень рада, поскольку это соответствует драматургии эпизодов. Мешает только дождь – из-за него некоторые сцены приходится снимать в гротах Лунного парка.
– Мы начали снимать в снег, а когда он растаял – пришлось использовать искусственный снег, чтобы не путать зрителя, – рассказывает представитель продюсерской группы Александр Уткин.
Ложка дегтя
[pe2-image src=»http://lh6.ggpht.com/-bkWtk0uvrSk/VPjyE4YaMSI/AAAAAAAAGAo/y0VgpSV6anA/s144-o/582406_392659694161534_373262623_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909859078353186″ caption=»» type=»image» alt=»582406_392659694161534_373262623_n.jpg» ]
Съемки в нашем городе не обошлись без скандала: свой протест Михалкову высказали одесские левые, назвавшие фильм «пропагандой антикоммунизма». В дело пришлось вмешаться милиции. Однако из уст съемочной группы сыплются лишь слова благодарности: властям, частным компаниям, помогавшим при возведении декораций, простым одесситам. Москвичи обещают оставить после себя полный порядок и подарить городу часть декораций.
[pe2-image src=»http://lh6.ggpht.com/-oGOgYSrWjEg/VPjyFLUJ0kI/AAAAAAAAGAs/eZR27vhiloQ/s144-o/59578_392659770828193_809070487_n.jpg» href=»https://picasaweb.google.com/102120351360720783602/QjSCWD#6122909864160776770″ caption=»» type=»image» alt=»59578_392659770828193_809070487_n.jpg» ]
Съемки в Одессе продлятся до середины февраля. Полностью закончить съемочный период планируется в мае. Затем дело за постпродакшном. Точную дату выхода фильма «Солнечный удар» создатели не называют. Остается надеяться, что лента, снятая по произведениям лауреата Нобелевской премии, будет лучше предыдущей работы Михалкова и займет достойное место в истории кинематографа.
Лариса КУЗОРА
Фото Николай ВДОВЕНКО